Архитектура, как и любой вид искусства (музыка, поэзия, живопись, народное искусство) - всегда отражает время, эпоху, в которую она создается. Первые архитектурные сооружения Советской России возводились в стиле конструктивизм - что прекрасно отражало первые шаги молодого революционного государства. Архитектура конструктивизма, с ее строгостью, геометризмом, лаконичностью форм, монолитностью внешнего облика и отсутствием декорации оказалась противопоставлена архитектуре историзма, модерна, неорусского стиля, которые в сознании советских людей ассоциировались с ненавистным царским режимом. Конструктивизм прекрасно отражал то, что происходило в стране в то время: НЭП, первая пятилетка, построение нового общества, нового быта, эксперименты с жилыми зданиями (появляются дома-коммуны, экспериментальное жилище), фабрики-кухни (как олицетворение высвобождения женщин из пут кухонного рабства), дома культуры, дворцы труда, рабочие клубы, здания школ и детских садов. Плоские, ничем не украшенные фасады этих сооружений прекрасно подходили под размещение плакатов и написанных на алых полотнищах лозунгов, так популярных в эти годы.
Время шло - и к концу 1930-х годов на смену молодому, революционному государству, с достаточной свободой в том числе и в сфере творчества, приходит новое - крепнущее, индустриальное, с ужесточающейся день ото дня внутренней политикой. Былая авангардная свобода уже не могла удовлетворять изменившимся реалиям. Городам и улицам нужно было новое лицо. Лицо окрепшего, набирающего мощь гиганта, который в 1945 году превратится в настоящую империю-победительницу. Этому новому статусу, имиджу нужна была новая архитектура.
Именно поэтому с конца 1930-х годов архитекторы повсеместно вспоминают о классических принципах в архитектуре, об ордерной системе, декоре и монументальной скульптуре, переосмысленной в рамках советской идеологии. На прежних гладких, оштукатуренных конструктивистких "коробочках" начинают прорастать первые намёки на наличники, колонны и рельефы. После переломного момента в Великой Отечественной войне, в 1943 году, в историю отечественного зодчества триумфальным аккордом возвращается ампир. Вдохновением для архитекторов (как и их предшественников в первой четверти XIX века), безусловно, служили лучшие памятники другой великой империи - Римской. Отсюда образы триумфальных арок, украшенные скульптурой, рельефами и колоннами, богато декорированные интерьеры, пышные светильники и непременно пронизывающая все сооружения тема военного Триумфа.