Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем была обусловлена помпезность сталинской архитектуры, если подчеркнутая торжественность была не в чести у пролетариата?

Искусство и культураАрхитектураМузей архитектуры
Oleg Trushkin
  · 6,0 K
Первый
искусствовед, специалист по отечественному искусству ХХ века, научный сотрудник Музея...  · 5 авг 2016

Архитектура, как и любой вид искусства (музыка, поэзия, живопись, народное искусство) - всегда отражает время, эпоху, в которую она создается. Первые архитектурные сооружения Советской России возводились в стиле конструктивизм - что прекрасно отражало первые шаги молодого революционного государства. Архитектура конструктивизма, с ее строгостью, геометризмом, лаконичностью форм, монолитностью внешнего облика и отсутствием декорации оказалась противопоставлена архитектуре историзма, модерна, неорусского стиля, которые в сознании советских людей ассоциировались с ненавистным царским режимом. Конструктивизм прекрасно отражал то, что происходило в стране в то время: НЭП, первая пятилетка,  построение нового общества, нового быта, эксперименты с жилыми зданиями (появляются дома-коммуны, экспериментальное жилище), фабрики-кухни (как олицетворение высвобождения женщин из пут кухонного рабства), дома культуры, дворцы труда, рабочие клубы, здания школ и детских садов. Плоские, ничем не украшенные фасады этих сооружений прекрасно подходили под размещение плакатов и написанных на алых полотнищах лозунгов, так популярных в эти годы.

Время шло - и к концу 1930-х годов на смену молодому, революционному государству, с достаточной свободой в том числе и в сфере творчества, приходит новое - крепнущее, индустриальное, с ужесточающейся день ото дня внутренней политикой. Былая авангардная свобода уже не могла удовлетворять изменившимся реалиям. Городам и улицам нужно было новое лицо. Лицо окрепшего, набирающего мощь гиганта, который в 1945 году превратится в настоящую империю-победительницу. Этому новому статусу, имиджу нужна была новая архитектура.

Именно поэтому с конца 1930-х годов архитекторы повсеместно вспоминают о классических принципах в архитектуре, об ордерной системе, декоре и монументальной скульптуре, переосмысленной в рамках советской идеологии. На прежних гладких, оштукатуренных конструктивистких "коробочках" начинают прорастать первые намёки на наличники, колонны и рельефы. После переломного момента в Великой Отечественной войне, в 1943 году, в историю отечественного зодчества триумфальным аккордом возвращается ампир. Вдохновением для архитекторов (как и их предшественников в первой четверти XIX века), безусловно, служили лучшие памятники другой великой империи - Римской. Отсюда образы триумфальных арок, украшенные скульптурой, рельефами и колоннами, богато декорированные интерьеры, пышные светильники и непременно пронизывающая все сооружения тема военного Триумфа.

Студент-инженер, боксер, гитарист, аккордеонист  · 13 июл 2016
Помпезность сталинского монументального классицизма обусловлена тем, что здания должны были являться реализованными примерами светлого будущего, к которому стремились в СССР, воплощением утопии.  Для этого перед архитекторами была поставлена задача ориентироваться на классику всех времён и народов. Иными словами, нужно было создать классику, причём свою. Данная задача... Читать далее
Однако, зачем архитекторам от мира рабочих и крестьян искать прообразы своих архитектурных творений в культуре импе... Читать дальше
Первый
будущий международник.  · 14 авг 2016
Конкретно 7 сталинских высоток, одна из которых и изображена на фоне вопроса, были, так сказать, ответом на Нью-Йоркские небоскребы. В 40-е годы Москва не могла похвастаться обилием высотных зданий, тем более такого же уровня, как в США. В итоге Сталин приказал начать строительство высоток в год 800-летия Москвы и закончить его в кратчайшие сроки. Что и было сделано:... Читать далее
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 10 авг 2016
Присоединяясь к предыдущим ораторам, вспомню еще два фактора. 1. Полумифическая любовь Сталина к готике, которой высотки якобы обязаны гранеными шпилями, характерными "шипастыми" украшениями и своеобразным членением фасадов. Иногда ее сокращают только до любви Иосифа Виссарионыча к шпилям, добавляя, дескать, он их сам дорисовывал. Но эта версия из области сплетен и... Читать далее
Просто за революцией с её динамикой и новыми преобразованиями-формооброзаваниями всегда наступает период реакции и... Читать дальше