Почему классика русская, а проза российская (названия стендов в книжном магазине)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Дело в том, что слово "русский" - отсылка к национальному признаку. Здесь та же ситуация, что и в целом с культурой, которую мы тоже называем русской, а не российской. Слово же «российский» - указание на принадлежность к государству. Наша страна имеет длительную историю, на протяжении которой именовалась она по-разному: Древняя Русь, Российская империя, СССР, сегодня - Российская Федерация.

Под «русской классикой» подразумеваются произведения наиболее значимые с точки зрения культурной ценности. Так, «Слово о полку Игореве», написанное в древнерусский период, огромный пласт литературы от Пушкина до Толстого, Достоевского и иже с ними, принадлежащий времени Российской Империи, стихи Ахматовой или книги Шолохова, хронологически относящиеся к советской действительности, - все это, так или иначе, - русская классика. Внутреннее деление русской литературы на отдельные периоды значимо для специалистов-филологов, но простому читателю, как правило, достаточно одного весомого слова «классика», которое выступает как своеобразный знак качества. Согласитесь, когда мы видим слово «классический», мы не задумываемся, поставить рядом плюс или минус.

Еще ярче это видно на примере полок, над которыми висит незамысловатая табличка «Зарубежная классика». Малознакомая или вовсе незнакомая культура, авторы, чьи имена за время учебы в школе в зубах не навязли и, скорее всего, ни о чем читателям не говорят, - все это делает слово «классика» надежным ориентиром для выбора книги. Раз классика, значит, это стоит читать.

Теперь о «Российской прозе». Упоминала уже, что «российский» - указание на принадлежность стране. По сути, «российская проза», или, как иногда пишут, «современная проза», - это тексты, написанные на русском языке в государстве Россия. Книги, как правило, очень разношерстные, какие-то можно считать настоящей литературой, а какие-то…. Помножьте это на тот факт, что сегодня издать можно практически что угодно. Иными словами, в большинстве случаев это тексты, культурная, литературная ценность которых еще под вопросом. Для примера, Татьяна Толстая, Евгений Гришковец, Захар Прилепин, с одной стороны, и пресловутая Донцова, с другой, - это всё «российская проза». Зато какая разная…

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью