Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

По какой причине возникает межличностная аттракция? Иными словами, почему нам нравятся те или иные люди?

ПсихологияЛайфхак
Анаис Довлатова
  · 1,3 K
Медицинский психолог  · 11 июл 2016

Мы никогда не сможем на этот вопрос ответить. Понимание истинных причин тоже ничего нам не даст. По крайней мере, в голове у нас этой информации точно нет (ни на сознательном, ни на бессознательном уровне). Смотреть на приятного человека и гадать, по какой причине он нам нравится – совершенно гиблое дело. Один и тот же поступок вызовет у нас разную реакцию на разных людей (этот экономный, а этот жадный; этот любит родителей, а этот маменькин сынок; этот отличник действительно умный, а этот постоянно зубрит). Когда мы разочаровываемся в человеке, мы говорим, допустим, так: «ну надо же, какой же сволочью он оказался». Именно не стал сволочью, а оказался, то есть был таким всегда – такой вот своеобразный самообман, который не позволяет нам даже приблизительно понять причины симпатии, мы просто вычеркиваем их из памяти.

Человеческое восприятие всегда целостное. Согласитесь, редко можно встретить либерала, любящего Сталина, к примеру. Симпатия к другим людям не столько связана с ними, сколько с нами самими. Предлагаю простой мысленный эксперимент: есть ли среди журналистов, экспертов, политиков, с которыми Вы лично совершенно не согласны (до такой степени, что считаете их либо идиотами, либо продажными пропагандистами) те, кто Вам бы нравился или хотя бы лицо его казалось приятным. Кому-то не нравится Дмитрий Киселев, кому-то Евгений Киселев и не нравятся они все – целиком. А ведь если посмотреть правде в глаза, они работают на телевидение и должны иметь приятное, заслуживающее доверие лицо. Но большинство людей не способны на такое сложное отношение к одному человеку, он либо нам нравится весь, либо не нравится вообще.

У механизма симпатии явно есть биологическая основа. Сомневаюсь, что у нас в геноме заложена точная информация о внешности «приятных» людей». По крайней мере, нас не пугают старые японские аниме, где люди изображаются без носов. А вот реакция на запах заложена. Вроде бы у нас в носу даже сохранился специальный рецептор полового поведения, правда непонятно работает ли он и как. А вот что действительно работает, так это наша реакция на неприятный запах изо рта. О чем этот запах нам сообщает - о проблемах с зубами или с внутренними органами (то есть такой человек нам не подходит ни для совместной охоты, ни для продолжения рода). А теперь о том, почему понимание истинного смысла поведения не облегчает жизнь. Допустим мы ошиблись – запах изо рта неприятный, но он здоров (показывает нам справку от врача). Мы поймем, что ошиблись, но запах от этого приятнее не станет, человек нравиться не начнет. Еще один биологический механизм мы можем наблюдать у обезьян. У низших обезьянок есть эмоциональная реакция, с помощью которой одна особь (высокопоставленная) сообщает другой, что ей позволено приблизиться. У обезьян поумнее, появляются сложные эмоции – противоречивые знаки. К примеру, один самец пристально смотрит в глаза другому (то есть, будто бы, бросает ему вызов), но при этом его тело сообщает о дружелюбных намерениях (вернее, неагрессивных). То есть он показывает, что он не боится и, при этом, не видит повода для драки. Вот такой вот биологический зачаток человеческой дружбы. Человек стремится создать отношения с равным себе, то есть с тем, кого ты не боишься, но и он тебя не боится (нет угрозы).

А всему остальному (небиологическому) нас научили. У нас есть некое умение (навык) отличать правильных людей от неправильных. Первым примером для нас являются родители. Мы наблюдаем за ними и неосознанно перенимаем их манеру поведения и отношения к людям. При чем, нам не важно, что они говорят, а важно, как они к этому сами относятся. Родители могут изображать, что каша очень вкусная, рассказывать о её пользе, - это не даст никакого результата, если они её сами не очень любят. Папа запрещает ругаться матом, но дружелюбен со своими друзьями, которые так делают. Значит – в этом нет ничего плохого. При этом, сам ребенок об этом даже не думает, он каким-то невероятным образом, неосознанно всегда умудряется вывести родителей на чистую воду и копировать только истинные паттерны поведения. Приобретенные представления о должном он отрабатывает в своих первых социальных контактах, как-то их корректирует. И это всё может отразиться на предпочтениях и симпатиях в будущем. Как это происходит и какие признаки таким образом отбираются, понять невозможно, сам ребенок об этом даже не задумывается.

Помимо всего этого, человек как-то еще устроен сам и хочет, чтобы близкие люди хоть немного соответствовали его особенностям. При чем знаменитая фраза, что «противоположности притягиваются» - это скорее стереотип, не имеющий особого отношения к реальности. Если человек любит поговорить – это не значит, что его осчастливят вечно молчащие друзья. Умный не стремится общаться с дураками, замкнутый человек не привяжется к взбалмошной истеричке, делающей все напоказ и т.п. Люди подбирают себе тех, кто похож на них самих. Поскольку поведение человека – это и есть его настоящие представления о дозволенном и не дозволенном. То, что человек позволяет самому себе делать (даже зная, что это нехорошо), он легко примет и в других. Это со своим полом, для выбора же спутницы жизни он может руководствоваться несколько иными представлениями (но отличия не то чтобы очень существенные). Должна быть и некоторая степень различия, поведение человека не должно быть предсказуемым полностью. Мы поэтому, возможно, и стремимся заводить домашних животных, добавляя элемент хаоса и непредсказуемости в нашу жизнь. Хозяин собаки с большим удовольствием рассказывает о её характере, поскольку – это, как бы, его маленькое открытие. Примерно то же и с человеком, однако желательно, чтобы изучение другого человека не омрачалось уж слишком большой неожиданностью. Вообще, человеку всегда важен какой-то баланс, удачный компромисс. Приятно спорить с собеседником, если он имеет свою строгую позицию, но при этом ты замечаешь, что его взгляды все-таки как-то меняются в результате такого общения.

И в заключении, еще раз подчеркну, на самом деле, мы не знаем и не имеем никакой возможности узнать истинные причины человеческих поступков, можем лишь предполагать.