Это связано с тем, что большая часть фамилий образованы от имён. А имён имелось довольно ограниченное количество из-за монополии церкви. Т.е., назвать человека (а имя давалось при крещении) Иваном было можно, а Богданом - нет. (РПЦ, кстати, не знает про Богдана Хмельницкого - он для неё Зиновий). В освящённые имена попадали те, кому соответствовали какие-нибудь святые, или же они имелись в Библии. Ещё тонкость в том, что христианские имена выбирались не произвольно, а соответственно дню, когда человек рождался. У Гоголя об этом замечательно описано в "Шинели". Святых и деятелей церкви с именем Иоанн более чем предостаточно.
Ещё момент. Сексом можно было заниматься в определённые дни. В праздники и во время постов - нет. (В наше время церковные деятели говорят, что это-де не так. Но простые люди ведь стремились соблюдать все поверья). И этих дней набиралось всего ничего. Вот и рождались люди в одни и те же дни - и называли их одинаково, даже если они находились за тысячи вёрст друг от друга.
У простых мужиков на Руси часто было два имени. Одно - "народное", имеющее что-то общее с кличкой (Любим, Ненаш, Упырь, Шумила), другое - "официальное" - Яков, Андрей и т.д. Разумеется, при образовании фамилии предпочтение отдавалось официальному имени.
Проблема одинаковых фамилий имеется не только в России. Например, в Дании - сплошные Хансены.
А вот у балканских славян отношение к собственно славянским именам было либеральнее. Там наоборот Драганы, Любомиры, Стояны. Телефонную книгу не смотрел, но есть подозрение, что и фамилии разнообразнее.
Впрочем, давать "освящённые" имена не только христианская привычка. Вон в Дагестане сколько Магомедовых. У вайнахов же, которые стали мусульманами позже, фамилии чаще имеют национальные корни.
У вьетнамцев не знают куда деваться от фамилии Нгуен. Но этому даже был посвящён на TQ отдельный вопрос, с последующим подробным разбором. Стоит поискать.
Есть. На каждую персональную фамилию, приходится, примерно, двадцать тысяч дальних и очень дальних родственников, имевших когда то общие корни по происхождению
Получается, этимологически правильно ивАнов, а не иванОв? Интересно, почему ударение перешло на последний слог в итоге