Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На самом ли деле поэты «Золотого века» скрывали в своих строках мысли и образы, о которых нам говорят при анализе их творчества на уроках литературы?

Искусство и культураЛитература
Игорь Змитрович
  · 5,1 K
Первый
студент-филолог, МГУ им. М.В. Ломоносова  · 22 мар 2015

Нужно различать собственно рефлексию произведения и его анализ, основанный на научных методах, методах литературоведения. Литературоведение - наука очень тонкая. И, как и все гуманитарные науки, субъективна. При анализе любого художественного произведения, прежде всего - лирического, зачастую действует правило, как говорится, "сколько людей - столько и мнений".

Однако суть литературоведческого анализа заключается не в том, чтобы дать окончательный ответ. Отнюдь. Все методы этой науки существуют для того, чтобы как бы направить вас на путь понимания произведения, стихотворения. Для того, чтобы понять, что думал и переживал автор при написании данного опуса, анализируют его окружение, изучают его биографию, привычки, а также историческую обстановку и т.д.

Школьные уроки литературы дают готовые ответы. Что, в общем-то, характерно для этого уровня образования. В ВУЗах же учат мыслить, мыслить критически. Нельзя понимать слова школьного учителя литературы как аксиому. В этом смысле литературоведение - не школьная дисциплина.

Вы можете сколь угодно многогранно воспринимать и оценивать стихотворения Пушкина. То, что он чувствовал, навсегда останется для нас загадкой. Но мы можем делать на этот счет некоторые предположения, логически обоснованные предположения, что позволит нам отличить творчество Александра Сергеевича от творчества, например, поэтов Серебряного века. Это нужно для классификации, ведь людям вообще свойственно все категоризировать, для порядка.

Кроме того, текст можно изучать с очень разных сторон. Можно изучать сам текст, без оглядки на автора, пытаться... Читать дальше
Очень интересный вопрос, на самом деле интересный. Я не раз задавала его себе, особенно тогда, когда мнение литературоведа кардинально отличалось от моего. Более того, сами филологи до сих пор спорят по этому поводу. Дам ответ, исходя из своих личных рассуждений. Итак, рассмотрим первую часть вопроса: "На самом ли деле поэты «Золотого века» скрывали в своих строках... Читать далее
Согласна полностью с тем, что популярность этого вопроса (а он систематически всплывает тут и там в том или ином виде) - следствие невежества.  Во-первых, литературоведение - это не хобби участников какого-то кружка, а наука. Сложная, противоречивая, но основательная.  Во-вторых, у классиков любое художественное произведение (независимо от рода и жанра) - это способ... Читать далее
Первый
журналист, "Эхо Москвы"  · 30 мар 2015

Как бы то ни было, мы об этом уже никогда не узнаем.

Вообще же у людей, которые занимаются литературоведением, зачастую разные взгляды на одно и то же произведение. Об особо оригинальных идеях и концепциях, бывает, говорят и так: "Вот бы писатель N удивился, узнав, что он имел в виду!"

Первый
Писатель ничего  · 21 мар 2015
Чаще всего этот вопрос задают из невежества. Конечно, автор вкладывает какой-то смысл во все свои слова. Правда, анализирующий может ошибиться в трактовке, но в основном все критики сходятся в одном мнении. А если вопрос спорный, то это только подогревает интерес. Мы все воспринимаем произведения как законченные картины. Мы видим конечный результат и забываем, что за... Читать далее
Первый
безработная  · 21 мар 2015
Иногда - да, но чаще всего образы впоследствии раскрывали литературоведы. Разумеется, "раскрытие" образа они подтверждали своими и чужими исследованиями творчества поэта, его современников и предшественников, исторической ситуации и т.д. Один из главных признаков настоящего искусства - способность постоянно рождать у читателей новые мысли и образы, то есть новое... Читать далее