Андрей Галко
июль 2016.
11511

Как мозг выбирает, какая музыка нам нравится, а какая нет?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
26
8 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Занимаюсь поиском ответа на этот вопрос много лет. Пока попадаются только обрывочные ответы. Интересные данные о восприятии музыки мозгом есть в книге Оливера Сакса http://www.oliversacks.com/books-by-oliver-sacks/musicophilia/, вроде бы даже переведена на русский http://polyarinov.livejournal.com/28429.html. Там, конечно, не полное объяснение того, как это работает. Но много интересных историй и вопросов - почему некоторые мелодии привязываются и не уходят, даже если не нравятся? - почему некоторые люди вообще не могут слышать музыку, а не которые в 50 после травмы становятся вдруг виртуозными музыкантами? 

Мне также попадался TED ролик о том, почему нам нравится музыка с повторениями. https://www.youtube.com/watch?v=1lo8EomDrwA Вкратце: людям нравится знакомое. А еще очень нравится знать, что будет дальше. Ну и совсем супер, если можно потопать ножкой в такт, а для этого тоже нужно повторение.

Вот шикарная статья о том, как мы воспринимаем темп. http://www.sonicscoop.com/2014/06/19/the-resonant-human-the-science-of-how-tempo-affects-us/ Суть в том, что различаем мы темпы от 40 до 300 ударов в минуту. Удобней всего нам на 120bpm, поэтому все жанры танцуют от этой цифры вверх или вниз - если нужно бодро и торопясь или если нужно успокоиться. Есть данные о том, что наш мозг подстраивается под эти темпы, чем более образован в музыке человек, тем он чувствительней. 

К той же теме: вот тут разгоняют и замедляют Бетховена, от чего совершенно меняется восприятие музыки http://www.radiolab.org/story/269783-speedy-beet/

Кое-что интересное можно выцепить из теории музыки и сольфеджио. Например, восприятие размеров, мажор и минор, смена тональностей. Мне нравится https://www.amazon.com/Theory-Computer-Musicians-Michael-Hewitt/dp/1598635034 - очень доступно, в том числе частоты, формы и амплитуды волн, размеры и прочее.

Ну и совершенно башнесносная история про диссонанс, ассонанс и как можно потихоньку приучить себя и даже полюбить какофонию. Ну или шранц http://www.radiolab.org/story/91512-musical-language/

[поправлены ссылки]

35
-1
Прокомментировать

Считаю, что очень влияет ассоциативный ряд. Порой и попса может зацепить тем, что напоминает о чем-то из детства. И дело ту не в простоте текста, а в том, что даже в попсе существуют отсылки к народным мелодиям, которые так или иначе присутствуют в нашей жизни (взять те-же колыбельные).

Восприятие зависит от того, что именно привлекает в музыке. Очень полезно анализировать - дело в тексте, мелодии, или ритме. 

Так же, восприятие одних и тех-же мелодий изменяется со временем. Если в детстве джаз может казаться непонятным и кому-то даже неприятным, то с возрастом, количеством музыкальных отсылок увеличивается, набирается база, которая помогает понять этот жанр и даже полюбить его. 

12
-2

Пожалуй больше всего согласен с последним абзацем вашего ответа. Как мне кажется, все дело исключительно в багаже, с которым человек подходит к прослушиванию. Т.е. единственное что может быть изначально заложено, это чувство ритма, гармонии и т.д. Но это не отвечает на вопрос почему одно нравится, а другое нет (при условии если и та и другая музыка записана по всем канонам). С одной стороны мозг должен уметь распознавать какой-то музыкальный рисунок (основываясь на предыдущем опыте), чтобы музыка не казалась какафонией. Но при этом процесс распознавания не должен быть совсем "простым", иначе ему будет в каком-то смысле "не интересно". Единственное исследование на тему почему мы вообще получаем удовольствие от музыки читал здесь.

-1
Ответить

Тут почему-то нельзя редактировать собственный комментарий, "какофония" конечно ;) Хотя для некоторой музыки и буква "а" подошла бы.

0
Ответить
Прокомментировать

Часто в виду особенностей слухового восприятия, кому-то неприятны высокие частоты например, у кого-то чувствительная барабанная перепонка и ему неприятно давление низких частот, во многом из-за характера/темперамента тоже, я замечал, что интроверты любят более спокойную мелодичную музыку(с поправкой на личность конечно, но в целом тенденция прослеживается). А активные экстраверты предпочитают бодрую и ритмичную музыку с высоким темпом. Музыка в "ритме жизни". Это всего-лишь мои наблюдения, на истину не претендую, не слышал, чтобы подобные исследования проводились. Если попробовать применить к мозгу, то музыка способна очень сильно влиять на настроение и при её прослушивании мозг в томографе "Светится" примерно так же как при употреблении наркотиков. Тут уже музыка в "ритме мозга".

12
-4
Прокомментировать

Еще может зависеть от музыкального образования. Когда человек образован в этой области, он на слух лучше воспринимает частоту, тональность, сложные созвучия и прочее. Его этому учили и он более тонко это воспринимает. И от этого могут зависеть предпочтения. От пост-хардкора до лаунжа. Просто такие люди воспринимают на слух намного больше музыки,  так как развиты в этом вопросе, в отличии от простых обывателей, которые при виде,например, death metal кричат о том, что такое слушать невозможно. Тут суть  скорее в том, что музыкально образованные слушают музыку в большем охвате в выборе. 

9
-4
Прокомментировать

Буквально несколько недель назад вышло интересное исследование на эту тему. Сравнивались звуковые предпочтения трех групп: 1) члены группы боливийских аборигенов, живущих в отдаленной части страны и не подвергающихся никакому культурному влиянию извне; 2) жители столицы Боливии; 3) жители США, в свою очередь, разделенные на две группы - музыканты и не музыканты. И если кратко пересказать результаты исследования, то есть все основания полагать, что вкусовые пристрастия зависят от воспитания. Вот это исследование, если кому-то интересно: http://news.mit.edu/2016/music-tastes-cultural-not-hardwired-brain-0713

3
-1
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить