Андрей Петров
август 2015.
3286

Существует ли связь между иудаизмом и древнеегипетским монотеистическим культом Атона?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
2 ответа
Поделиться

Хотя теории взаимовлияния этих двух религий регулярно всплывают, консенсус учёных на данный момент состоит в том, что никакой прямой связи не было. Культ Атона существовал при жизни одного единственного фараона, насаждался сверху, продержался всего пару десятилетий и канул в лету, так что нет никаких оснований предполагать, будто бы он каким-то образом повлиял на формирование иудаизма. Обратная гипотеза тоже не кажется убедительной – мы не находим никаких следов или признаков того, что Эхнатон создал своё учение с оглядкой на иудаизм, который в то время и сам ещё находился в стадии формирования.

Стоит понимать, что, хотя мы часто слышим о «языческих» или «политеистических» религиях, многие, хотя, конечно, далеко не все народы и общины обладали склонностью к монолатрии – поклонению одному-единственному богу при признании существования других. Конечно, оказываясь в чужих землях или сталкиваясь с неожиданной и кризисной ситуацией (очень тяжёлой болезнью, войной в условиях, когда она не привычна человеку, необходимостью «заколдовать» кого-то), люди легко обращались к культу иных божеств, но зачастую «по умолчанию» они ограничивались поклонением одному-единственному персонажу, покровительствующему их месту жительства. Так было и в Египте, где разные полисы были центрами культов разных богов, и в Греции, и в Междуречье и даже в Японии. Очевидно, что переход от такой системы к насаждаемому монотеизму кажется не таким уж радикальным шагом, и не так нуждается в увязывании с какими-то другими монотеистическими учениями. Это, конечно, не является окончательной разгадкой того, что стояло за реформами Эхнатона, но свидетельствует о том, что их подлинные причины и следствия стоит искать в самом Египте, не выходя за его границы.

Можно предположить гораздо более плотную связь начала культа Яхве с культами Амуна (Амона) и древнеегипетского царя.

1. Имя Амун переводится как «сокровенный», «тайный» или «сокрытый».

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. (Ис 45:15)

2. У Яхве есть тайное непроизносимое имя - тетраграмматон ЙХВХ. Тайное имя является древнеегипетской концепцией, им обладали все цари и не только они.

3. У Яхве, как у фараона, есть жезл и посох.

Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. (Пс 22:4)

4. Суд Осириса в Ветхом Завете. Согласно Книге Мёртвых, на суде Осириса сердце умершего помещали на чашу весов. На другую чащу клали перо Маат (истины, правды, порядка). Если перо уравновешивало сердце, значит умерший - праведник, достойный пребывать на полях Иару. Если же сердце оказывалось тяжелее пера, то сидящее возле весов чудовище съедало сердце.

Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. (Иов 31:6)

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. (Прит 16:2)

Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. (Прит 21:2)

5. Творец людей - горшечник. На рельефе из святилища в Луксорском храмовом комплексе (XVIII династия) изображено как бог Хнум создает на гончарном круге человека и его Ка.

Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?

(Иов 10:8,9)

----------

встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.

И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.

И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.

(Иер 18:2-4)

----------

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (33, 13) сказано: "Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руках сотворившего их, и он воздаст им по суду своему".

----------

В одном остраконе из Элефантины (южная граница Египта с Нубией), написанном на арамейском языке, говорится: "Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума".

Что же касается именно Атона, то есть текстовое сходство между гимном Атону и Псалмом 103. Его подметили довольно давно.

Из гимна Атону: "Ты заходишь на западном небосклоне - и земля во мраке, наподобие умершего. Спят они в помещениях, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено все имущество их, которое у них под головой, без ведома их. Каждый лев выходит из своего логова. Все пресмыкающиеся жалят их во мраке, когда приходит ночь и земля в молчании, [ибо] создатель их зашел на небосклоне своем".

----------

Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

(Пс 103:20,21)

----------

Гимн Атону: "Как многочисленно то, что ты делаешь и что скрыто перед миром, бог единственный, подобного которому нет, ты один сотворил землю по желанию сердца твоего".

----------

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. (Пс 103:24)

----------

Гимн Атону: "Суда плывут на север и на юг равным образом, пути все открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся перед ликом твоим, [ибо] лучи твои [проникают] в глубь моря".

----------

Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими… (Пс 103:25)

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить