Сделаю в ответе упор на слове «в семье», т. е. мы не рассматриваем общие советы «откладывай 10% с каждого дохода», «расходуй меньше, чем получаешь» и прочее. Про это я писал в другом вопросе https://thequestion.ru/questions/129308/kak-effektivno-vesti-lichnyi-byudzhet
Для начала вам нужно определиться какой семейный бюджет вы ведёте: раздельный, общий или смешанный. В зависимости от этого у вас будет разное управление деньгами.
У нас в семье, скорее, смешанный. Мы знаем кто сколько получает, рассчитываем вместе общие траты, планируем финансовые цели сообща, но в общую «кубышку» деньги не складываем, и у каждого супруга есть свобода действий со своими деньгами — не возникает ситуаций, как бывает в некоторых семьях, когда непонятно откуда брать деньги на подарки друг другу и делать сюрпризы, когда всё лежит в общем «котле». Не нужно отчитываться сколько денег уйдёт на стрижку, а столько-то на встречи с друзьями в кафе.
Но сколько денег есть на машину, ипотеку, ремонт и лежит в «буфере» оба знают.
Что помогает управляться с финансами нам
Мы вместе составили план достижения финансовых целей. Выписали крупные цели, на которые понадобится копить, то есть не выйдет купить со свободных денег с одной зарплаты.
Сюда попала ипотека (чтобы понять как её выплатить досрочно и сколько остаётся после каждого внеочередного взноса), ремонт в квартире (запланировали расходы, подумали сколько получится откладывать ежемесячно и рассчитали дату начала ремонта из этого), машина, буфер.
Увидели суммы, рассчитали свои возможности исходя из источников дохода (включая, например, налоговый вычет по недвижимости для погашения ипотеки), получили достижимые сроки.
Занесли всё это в табличку в Гуглдоке (аналог Экселя в вебе), и мы с женой всегда можем видеть как у нас дела по этим целям.
Так же есть список более мелких финансовых расходов, на которые при случае стоит потратить деньги. Это на случай, если появятся лишние деньги (например, выигрываем в лотерею (-: Но на самом деле это подработки, премии), то мы не спустим деньги в пустоту, а закроем наши задачи с пользой.
Есть общие категории расходов. Например, на отпуск. Ежемесячно откладываем оба, и планируем отпуск исходя и даты отпуска и количества денег, которые будут в этой категории. Из буфера на отпуск деньги не выдернем — табу.
Разумеется, в плане есть запас гибкости, чтобы всё было не впритык, и место для развлечений. Получили премию — отложили 10% как с любого дохода, продумали вместе на что стоит пустить оставшееся, часть прогуляли в удовольствие. Мы же не роботы, и нужно себя баловать, иначе легко сорваться и бросить следование плану.
Резюмирую
Решите как вы ведёте бюджет: вместе, раздельно, смешнанно.
Определите категории личных и семейных расходов. Чтобы было понятно, откуда берёте деньги на отпуск (откладываем вместе, доли могут быть разными), кто платит за квартиру и телефон, интернет. Сколько уходит на продукты и пр.
Спланируйте крупные покупки и долгосрочные финансовые цели. С суммами, сроками, и ежемесячными платежами. Сведите всё в файл, к которому у обоих будет доступ.
Будьте гибкими, чтобы делать друг другу (и себе) подарки и просто, когда что-то пойдёт не так, чтобы план не поехал по швам.
Соберите семейный буфер — условные 6 ежемесячных семейных расходов на случай потери работы, болезни и пр.
И главное — будьте открытыми друг другу и доверяйте. Тогда не будет проблем в принятии финансовых решений.