Как различать настоящую литературу и чтиво?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться

Это интересный и довольно сложный вопрос. Сами понятия "настоящей литературы" и "чтива", т.е. "ненастоящей" литературы невполне ясны. Хотя интуитивно, конечно, все понимают, что подразумевается под одним и под другим. Под "настоящей" подразумевается литература, книга, которая что-то для тебя меняет, открывает тебе что-то новое, говорит с тобой на красивом языке. Под "чтивом" понимается, наверное, как будто одноразовая литература, которая нужна, чтобы отвлечься, убить время, как просмотр очередной серии. В этом нет ничего плохого. Просто у литературы первого и второго типа разные функции. Я думаю, что многие люди временами читают и произведения и одного, и другого рода.

Таким образом, во-первых, у "настоящей" и "ненастоящей" литературы разные функции.

Во-вторых, одну от другой можно отличить по тому, насколько богат язык изложения. Это можно почувствовать, можно даже посчитать. Я имею в виду, не только употребление лексики, но и разнообразие языковых средств выражения (синтаксических, морфологических, например).

В-третьих, в книге первого типа будет более продуманная композиция. Автор такого произведения обычно стремится к нарушению читательского ожидания. Произведение второго типа имеет более простую и знакомую читателю композицию.

В-четвертых, "настоящая литература" характеризуется новизной, поиском новых средств выражения, новых сюжетов, по сравнению с такими книгами "чтиво" всегда вторично, авторы таких произведений используют хорошо знакомые читателям жанры, сюжеты, простой язык. Правда и в том, что вообще вся беллетристика вторична, однако мы знаем примеры качественной интересной беллетристики, которая никак не подпадает под понятие "чтиво".

Между тем все это мы можем понять, когда уже прочитаем книгу и  сравним ее с другими. Если мы еще не знаем, что из себя представляет книга или автор, то можно прочитать отзывы и критику о них. Разные литературные премии и просто списки помогают людям в выборе книги.

14
-1

Довольно спорно, что "настоящая литература" более продуманна и художественно интересна.

К примеру, бульварные романы Симмонса или Мартина имеют сложную структуру, богатый язык, экспериментируют с образами.

В то же время, настоящие литераторы Гессе или Керуак пишут неперевариваемую нудятину

0
Ответить
Прокомментировать

Тут вопрос кстати спорный. На мой взгляд, что читать это дело вкуса, иной раз бульварный роман кажется лучше произведения классика. К тому же сейчас печатается в основном чтиво, потому что у серьезных авторов банально нет денег на издательство. Ну и в каждом жанре свое определение качественной литературы. Я считаю, что качество книги определяется временем - настоящие книги проходят сквозь века и их читают всегда, они запоминаются. А чтиво забывается через месяц и остается в прошлом.

0
-4

Все же, здесь другая система противопставлений: классика vs современные/новые произведениям, а "чтиво"   литература, которую читают, чтобы провести время, - антоним "настоящей" литературы, которая нужна условно говоря для самосовершенствования. Между классикой и бульварным романом нет непроходимой границы. Некоторые знаменитые классические произведения Толстого, Достоевского, Лескова, Чехова были основаны на сюжетах массовой литературы. Вместе с тем их тексты булварными не назовешь, это другой уровень. Могли бы Вы привести пример такого бульварного романа, который, с Вашей точки зрения, лучше какого-либо классического?

Что касается современной литературы, то и сейчас есть хорошие книги (не-чтиво). Их немало. Возьмите, хотя бы, Водолазкина, Кучерскую, Шишкина, Быкова, Прилепина, Марию Степанову. Кстати сказать, сейчас любой пишущий человек имеет возможность опубликовать свое произведение в Интернете или в толстом журнале, деньги тут играют не самую первую роль.

-1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью