Леонид Лобаев
июнь 2016.
715

Действительно ли человек рождается с техническим или гуманитарным складом ума?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Нет. Во-первых, само разделение наук на "гуманитарные" и "технические" появилось очень недавно - в середине XIX в. Все началось с Джона Стюарта Милля, который придумал термин "moral sciences" (к которым он отнес историю, филологию, теологию, этику, эстетику и т.п.), что было потом переведено на немецкий как Geisteswissenschaften - "науки о духе". Философ Уильям Дильтей провел строгое разделение на "науки о природе", которые занимаются материальной действительностью и познанием ее законов, и "науки о духе", которые изучают общественно-историческую действительность и ставят целью понимание, переживание. Науки о природе опираются только на принцип причинности, а науки о духе учитывают еще и человеческое целеполагание и ценности. Виндельбанд и Риккерт в начале ХХв. предложили различать науки на идеографические (описывающие единичные, неповторимые явления) науки о духе и номотетические (выводящие закономерности) естественные науки. Именно отсюда растут суеверия о "гуманитарном" и "техническом" складе ума, тогда как на протяжении тысячелетий до этого они вовсе не считались чем-то противоположным: гармоничное развитие личности подразумевало овладение и тем, и другим спектром наук/способностей, более того, считалось, что они дополняют друг друга - и современная практика, например, вальдорфских школ подтверждает это: дети, учащиеся игре на музыкальном инструменте, показывают лучшие успехи в математике, и т.п.

А еще есть вторая часть суеверия - что это противопоставление еще и реализовано в мозгу: якобы правое полушарие отвечает за эмоции, воображение и творческие способности, а левое - за математику, логику и расчеты...

Представление о том, что разные задачи решаются в конкретных участках мозга, и бывают мозги, "заточенные" под те или иные задачи, было широко распространено вплоть до девяностых годов двадцатого века. И до некоторой степени это правда: в мозгу есть зоны, отвечающие, например, за зрение и речь. Но что касается "гуманитарного" и "технарского" мышления, современные исследования показывают, что все гораздо сложнее. Например, если засунуть в томограф математика и попросить его доказать теорему, окажется, что активность возникает в самых разных участках мозга - ему требуется не только умение считать и логическая абстракция, но и пространственное воображение, творческое вдохновение, интуиция, задействуются даже зоны двигательной памяти. А хороший композитор, например, неосознанно совершает уйму сложнейших математических операций - транспонирование, расчет гармоник, ритма... 

К тому же человеческий мозг удивительно пластичен, разные зоны могут брать на себя функции других зон в очень широком диапазоне или помогать им. В нашем мозгу заложены удивительные ресурсы гибкости и адаптации к самым разным задачам, и вписывать наше мышление в навязанные бинарные классификации - значит только ограничивать его возможности.

5
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью