Что обозначают все эти знаки на телевизоре?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
11
2 ответа
Поделиться

Эта пёстрая штука называется настроечной таблицей. Телестанции передают ее при отсутствии вещания (например, ночью), чтобы хозяева телевизоров смогли настроить изображение на экране наилучшим образом. И чем же она может нам помочь?

Окантовка таблицы поможет правильно подобрать пропорции изображения, чтобы оно не оказалось растянутым по вертикали или горизонтали, и не вылезало за пределы экрана.

Клетчатое поле позволяет настроить корректное сведение лучей (напомню, что цвета на экране формируются тремя цветовыми лучами - красным, зеленым и синим. Если сведение лучей расстроено, по краям изображения могут появляться цветные окантовки. Ну, для цифровых мониторов это не актуально, а для старых кинескопов - еще как).

С помощью серой горизонтальной шкалы с цифрами можно подобрать правильные яркость, контрастность и баланс белого, а с помощью цветных полос можно отрегулировать четкость цветовых переходов.

Также с помощью этой таблицы можно работать с  более сложными параметрами (вроде чересстрочной развёртки или АЧХ), но вряд ли вам это пригодится, а принцип таблицы уже понятен и так.

230
-4

"Работать с чересстрочной развёрткой" нужно с помощью правильной очерёдности синхроимпульсов и таблица тут не поможет.

0
Ответить

Видите две ступенчатые диагонали в середине таблицы (светлые на черном)? Они предназначены именно для контроля точности чересстрочной развёртки.

+7
Ответить

Те диагонали имеют отношение к чересстрочной развертке чуть более, чем ничего. И что значит "точности развертки"? Развертка либо чересстрочная (в частности, может быть и кратна, встречал развертку и на 6 полей), либо прогрессивная. Ошибка в неточности начала строк в одном поле приведёт к размыванию вертикальных линий, при хорошей фокусировке будут видны зубчики.

Примерно с начала 60-х прошлого века в строчной синхронизации использовалась ФАПЧ со всеми вытекающими. А именно, в режиме захвата ошибка в частоте равна нулю. Ошибка по фазе в разных полях не будет зависеть от тракта передачи - он повлияет на оба поля одинаково. Влияние помех в канале не может так повлиять на точность начала - как правило синхронизация работала, когда всю остальную картинку разобрать не возможно из-за шумов. Остается единственное - причина сугубо в формирователе видеосигнала. Если не ошибаюсь, ещё в советское время это делалось в цифре с использованием атомного эталона, задающий блок был один на весь ТЦ, иначе спецэффекты, даже примитивные, не работали бы.

Когда пошёл бум на видеомагнитофоны то не все телевизоры качественно формировали картинку - верх "срывало". Связано это было со сложностью поддержать стабильные частоты из-за неравномерности протяжки ленты, её натяжения, частоты вращения барабана и проч. причины, вызывающие т.н. детонацию, а весь видеосигнал, включая синхронизацию, записывался. Проблема решалась расширением полосы фильтра в петле ФАПЧ.

+2
Ответить
Ещё 13 комментариев

А к чему в таком случае имеют отношения те диагонали в таблице?

0
Ответить

Хороший вопрос... Кроме отсылок на 2 издания за авторством Дерюгин Н. Г., Минаев В. А. больше ничего не встретилось. Самих изданий тоже не встретилось. Осталось либо найти эти книги, либо дождаться старожилов с ТВ.

0
Ответить

Пользоваться этой таблицей для настройки ТВ неудобно: для этого мы использовали приборы, выдающий однородные картинки: цветные полосы, сетку и т.д.
 Баланс белого настраивается по ступенчатой серой шкале, цветные полосы помогают определить точность работы контура опознавания (правда для его настройки и таблицы не надо) и цветоразностных контуров и линии задержки,  а шкала с цифрами - это проверка чёткости (точность настройки демодулятора и контуров ПЧ радиоканала, но в цветных ТВ их уже не было, тк ПАВ фильтр) , цифры означают сотни линий по горизонтали. Круги с цифрами по углам - это оценка чёткости по углам. По поводу диагоналек не помню, вспомню - напишу.

+1
Ответить

В общем, всё расписано тут:

radiowiki.ru

+2
Ответить

Похоже на эльфийский, не могу разобрать.

+7
Ответить

Ступенчатые диагонали в середине таблицы - для проверки черезстрочности. Настройки черезстрочности в телевизорах не было и если что-то тут не так, то в мастерскую. 

Еще некоторые вещи - фокусировка луча (четкость изображения), правильность цветопередачи определяется по большим прямоугольникам с цветами. Частый отказ - появление тянущихся продолжений изображений., т.к. электролитические конденсаторы в СССР производить не умели. Уже в магазине стояли телевизоры с таким отказом.

0
Ответить

Настройка черезстрочности была, но внутри телевизора. Крутить там просто так особо ничего не надо было.
 Тянущиеся цветные продолжения - это болезнь системы СЕКАМ, для системы PAL не актуально. Особенно заметно было на зашумлённом изображении. Но при нормальном сигнале они  возникали из-за неточной настройки цветоразностных контуров, а не из-за электролитических конденсаторов ( на изображении с видаков из-за неточной настройки головок). Эти конденсаторы и сейчас проблема, хотя СССР давно нет - до 50 и более процентов отказов техники из-за них происходит. Впрочем в СССР кроме танков и ракет ничего не умели делать. Если не считать ещё детей.

+1
Ответить

Настройки черезстрочности не было. Аналоговая система не может полкадра показать, а другие полкадра нет. Если за это принимается уровень задержанного сигнала, то это ошибка (лучи попадает на свои пиксели). Это не черезстрочность! "Тянучки" связаны с плохими электролитическими конденсаторами, которых в урнах телемастерских было так много, что казалось там только эти элементы. Система СЕКАМ тут совсем не причем (тянучки могли возникать и в канале яркости, проявлялись при выключенном блоке цветности). Система PAL имела бы те же дефекты, но в СССР была принята система СЕКАМ, а то что делалось в PAL-е, делалось на других конденсаторах. С уходом СССР проблема электролитов ушла. Контура опознавания цвета практически никогда не расстраивались, если только кто-то их специально не крутил.

0
Ответить

Разница в уровнях прямого и задержанного сигнала воспринимается, как черезстрочность (мелкая полосатость) на цветных картинках. Но развертка в телевизоре теоретически действительно не могла сбиться так, чтобы луч попадал не на своё место, а синхронизация задаётся с передающего устройства. Но, бог с ней, с развёрткой, по этим линиям чисто по теории вы правы, а вот насчёт конденсаторов я не знаю, откуда вы это взяли. Не припомню такого дефекта ни в одном телевизоре за 15 лет опыта  их ремонта. Может назовёте модель, тип блока цветности и номер конденсатора?
 В советских ТВ контура редко "уходили", хотя Goldstar'ы этим болели, это правда, но точность настройки зачастую желала лучшего, а также  нередко находилось, кому покрутить. Такая же фигня возникала при проблемах с АПЧГ или блоком настройки.
  Насчёт "нет разницы"между ПАЛ и СЕКАМ - это, наверное, вообще шутка? ПАЛ, как минимум, не даёт тянучек. Как и то, что "проблема конденсаторов ушла"? Куда она ушла? Ведро дохлых электролитов из мастерской показать?
 Только на этой неделе ремонтировал коммутатор Д-линк - 8 вздувшихся меняли. В других моделях по 18 штук за раз выкидываем.

+1
Ответить

К сожалению показать ничего не могу, не фотографировал, о чем сожалею. Работал в мастерской в финальной стадии существования СССР. Тянучки были. В инструкциях по ремонту эти неисправности также отражались. Хоть очень скудные и беспомощные были инструкции. С представлением конкретики сейчас сложно. Схемы остались, но чтобы ответить надо разбираться. То, что сейчас отказывает (Д-линк) не говорит плохого о качестве конденсаторов. Если много конденсаторов приходится менять при одном отказе сейчас, то это указывает на возможные первичный отказ в узле питания, конденсаторы это не характеризует. Предположу, что и неисправности у вас в основном по цепи питания. Интересно что вы остались в профессии, ведь кажется ремонт при такой стоимости техники не должен окупаться.

0
Ответить

мили

0
Ответить

Эх, приеду домой, в свой провинциальный городок, настрою мамуле телевизор как надо!

0
Ответить

Всегда боялась, когда видела это. Я одна такая?

0
Ответить
Прокомментировать

Я не знаю как г-н Литвинов собирается "работать с более сложными параметрами (вроде чересстрочной развёрткой...)", но имею добавить следующее. Это и настроечная и проверочная штука...

Всё это разрабатывалось для аналогового вещания с ЭЛТ (кинескопом) в качестве прибора для показа картинки. По этой таблице можно проверить/отрегулировать телевизионный тракт телевизора... начиная от УПЧ - усилителя предварительной частоты (все ТВ каналы в эфире занимают одинаковую по ширине полосу частот; специальный блок, который в разное время назывался по разному - Переключатель Телевизионных Программ/Переключатель Телевизионных Каналов/Селектор Каналов - по сути, дела переносил выбранный ТВ канал на т.н. промежуточную частоту). По сути дела неравномерность в полосе УПЧ определяла качество изображения. Приблизительно качество можно оценить по специальному участку (полоске), на котором имеются  цифры 2, 3, 4, 5, 4, 3 и 2. Сами цифры обозначают "разрешение" или "четкость" в сотнях"линий". Так, если можно различить чередование темных и светлых полос от цифры 5 вправо до цифры 4 то качество картинки не хуже 500 "линий".

Далее проверяется/настраивается линейность видеоусилителя (-лей) по градации от серого к белому. Можно установить уровень "белого" и "черного". За одно проверяется качество элементов тракта и необходимость их замены (первые были почти полностью ламповые), включая кинескоп.

По цветным большим прямоугольным полям проверяется качество настройки демодулятора цветности (SECAM, если кто забыл это слово). Черно-белое изображение передавалось как сумма трех цветов, а информация о цвете передавалась в виде двух цветоразностных сигналов - красного и синего. Маленькие чередующиеся поля позволяют проверить/настроить линию задержки (особенности SECAM). Суть такова, что информация о цвете передавалась через строку: в течении одной строки красный, затем синий и т.д.

По таблице можно измерить геометрические искажения растра (картинки). И это не "подобрать пропорции изображения". Суть в том, что "квадратики" должны быть одинакового размера по всему полю. Искажения появлялись от того, что для кинескопов с углом отклонения в 110° кривизна экрана была меньше (радиус больше), чем от отклоняющей системы до его поверхности (иначе надо было бы сделать телевизор "глубже"). Для этого специальным образом формировался сигнал для этой системы и его тоже надо было корректировать - при равномерном перемещении по экрану электронного луча отклонение замедлялось на краях, а "фокусное расстояние" электронного луча увиличивалось. Последнее приводило к снижению четкости, для проверки чего в углах есть линии (в кружках).

И да, при наличии специального осциллографа (который может синхронизироваться по заданной строке развертки) точность и скорость настройки существенно возрастает. Кроме того, там есть сигналы во время "обратного хода кадра", которые вы не видите, но это уже совсем другая история.... ))

42
-3

И как простые обыватели бы все это настраивали? Логика, ау

-3
Ответить

Для простых обывателей-владельцев старых ламповых телевизоров были несколько, в основном сзади, ручек настройки - размер по вертикали, по горизонтали, линейность по вертикали, яркость, контрастность, иногда чёткость. Знания ку-ку )))

+2
Ответить

В этом ответе расписано явно больше настроек, чем было возможно настроить простому человеку. Так что половина в ответе - лишняя чушь

-5
Ответить
Ещё 3 комментария

Кристина, остальное - для не простого человека. В виду Вашей молодости попытаюсь простить Вам Ваше хамство, хотя это не легко. Поинтересовались бы у более старших как часто в советские времена требовался телемастер, а так же как была развита любительство разного рода, в том числе и радио. Потом бы и писали свою чушь...

+4
Ответить

Не чушь. Мне, например было очень интересно. Перечитал два раза. Спасибо!

+1
Ответить

Очень забавно, Николай, как вы бравируете своим возрастом. Успехов вам в этом

-3
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью