"Это не музыка. Это дизайн", - так Брайан Ино пояснил озадаченным критикам, что за странную пластинку он выпустил в 1978 году. Несмотря на то, что в названии альбома присутствовало слово "музыка", на музыку это действительно было мало похоже. Назывался альбом "Ambient 1 / Music For Airports" ("Эмбиент 1 / Музыка для аэропортов").
Тихие отстранённые звуки, составившие все 40 минут программы, пояснил автор, надо воспринимать как "часть атмосферы окружающей среды, точно так же, как цвет и звук дождя являются частью атмосферы". И действительно, довольно скоро во многих людных местах - не только в аэропортах, но и ресторанах, крупных универмагах, клиниках, вместо более привычных подборок модных шлягеров стали появляться такие особенные программы, которые не содержат мелодического материала, но создают определенное настроение, атмосферу.
Брайан Ино, конечно, был неправ. Он с самого начала своей карьеры в группе "Рокси Мьюзик" в начале 70-х отвечал за звуковые эффекты и зарекомендовал себя как главный специалист на поп-сцене в этом специфическом деле. Но оказалось, что на "эффекты" есть большой спрос. Особенно в кино. Именно у Ино Дэвид Линч заказал звуковое сопровождение для своего фильма «Дюна» (1984), а Билл Гейтс - набор оригинальных звуковых сигналов для операционной системы "Windows". Но главное - то, что сам Ино музыкой не считал, в итоге стало не просто частью музыки, а отдельным полноценным жанром, в котором сегодня работают тысячи исполнителей. Технический термин "эмбиент", то есть "окружающий", который использовал Ино, стал названием популярного музыкального направления, которое сегодня уже имеет больше десятка поджанров: дарк-эмбиент, эмбиент-техно, эмбиент-хаус и т.д. и даже "Experimental Ambient" - экспериментальный поджанр экспериментального жанра!
В этом особенность развития музыки: радикальные эксперименты, которые по мнению большинства высокоучёных критиков музыкой вовсе и не являются, через какое-то время становятся не только вполне законной частью музыки - они становятся классикой.
Когда в начале ХХ века американский композитор Чарльз Айвз выводил на сцену два духовых оркестра, которые одновременно играли два разных произведения в разных ритмах и тональностях, публика в ужасе разбегалась. Сегодня в США Айвз считается самым значительным национальным композитором, предвосхитившим появление полиритмии, политональной и атональной музыки. Пришедшие за ним европейские композиторы Стравинский, Шенберг, Берг, Веберн привели эти эксперименты в систему, создав основы серийной музыки и додекафонии. Сегодня это классика, постоянно звучащая на филармонической сцене.
Когда российский инженер ЛевТермен придумал в 1920 году термевокс, который cтал первым полноценным электронным инструментом, поначалу он выступал, демонстрируя его возможности, словно фокусник. Это были лекции по физике, о музыке и речи не было.
Всего лишь через 50 лет группа "Led Zeppelin" в обязательном порядке уже возила с собой терменвокс по концертам, потому что он стал неотъемлемой частью звучания одного из главных хитов группы. Глиссандо вниз (скользящие звуки) в треке "Whole Lotta Love", рифф который признан "величайшим в истории рок-музыки" - важная часть композиции. В финале Джимми Пейдж и вовсе исполняет на терменвоксе длинное соло.
Сегодня, через сто лет после изобретения инструмента, фирма "Moog" изготавливает компактные концертные терменвоксы серийно - он пользуется постоянным и устойчивым спросом.
Примерно такая же история произошла с жанром "индастриал" - ну кто может серьезно считать музыкой шум работающих станков? Но за дело взялись немцы "Рамштайн", добавившие к "станкам" звуки хэви метал - и это уже стало стандартом. Теперь же композитор из Исландии Хильдур Гуднадоуттир за саундтрек к сериалу "Чернобыль", в котором она использовала звуки работающей атомной станции, получила "Золотой глобус" и "Оскар".
Есть еще активно развивающееся обширное направление под общим названием "нойз" - "шум". Там вообще очень много всего интересного происходит (кое-что уже стало классикой).
Что из это следует? Что если какой-то стиль вам кажется вовсе не музыкой, а каким-то издевательство над здравым смыслом и вашими ушами, не торопитесь объявлять это явление "немузыкой". Возможно, вы присутствуете при рождении чего-то гениального, что станет через некоторое время классикой. Просто слушатели пока что этого не осознали.
У музыки задачи — либо вызывать эмоцию, либо быть приятным фоном жизни. Если музыка свою задачу выполняет, какая разница, с помощью какого инструмента воспроизвели звук? С другой стороны, живая музыка и электронная не обязаны противоречить друг другу. Их можно смешивать. Если это талантливо сделано, и живая, и электронная музыка обогащают друг друга.
Этот вопрос похож на вопрос "а считаете ли вы электронные часы часами?". Конечно, ведь они тоже показывают время, просто сделаны по другой технологии. Так же и электронная музыка — она может вызывать эмоции у людей и наталкивать их на размышления, даже если изготовлена на электронных инструментах. Помните, как там у Окуджавы — "из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил..."?
Люблю более музыку, исполняемую живыми музыкантами, но и электронную приемлю тоже. С теплом - Лариса
Смотря какая это музыка. Есть много типов электронной музыки, погуглите это интересно. Допустим есть старые песни на которые наложенна эл. музыка, а есть эл. музыка кхм кхм, тех самых звуков уединения. Это все зависит и от вкуса человека ;)