Аня Агафонова
июнь 2016.
331

Чем графика Рембрандта отличается от графики Ренессанса?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Позволю себе немного исправить автора и сформулировать вопрос так: чем графика барокко (а Рембрандт был приверженцем стиля барокко) отличается от графики Ренессанса? Достаточно понятно, хоть и не очень кратко на данный вопрос отвечает Генрих Вельфлин в своем труде "Основные понятия истории искусств", где он сравнивает два разных стиля - 16 век (классицизм Ренессанса) и 17 век (барокко). Эти две разных формы видения Вельфлин рассматривает через призму пяти пар противопоставлений, или как он их называет - "категорий созерцания". 

1. Линейность – Живописность.

К примеру, если сравнивать рисунок Дюрера (16 в.) и Рембрандта (17 в.), то можно сказать, что Дюрер графичен, а Рембрандт живописен. Дело даже не в цвете, а в линии. Линейный или графический стиль видит в линиях, контурах, а живописный - в массах. Разница видна на примере двух обнаженных фигур - Дюрера и Рембрандта. У второго линия теряет свое значение, и фигура не выделяется силуэтно на фоне, а сливается с ним.

2. Плоскость – Глубина

Плоское — когда изобразительное целое возникает как композиция частей в виде плоскостных наслоений, изображение представляет собой ряд отдельных пластов, которые тем не менее могут уходить в глубину. Глубинное — когда одно проступает сквозь другое, отдельные плоскость обесценивается и пласты сливаются. В глубинной картине все сделано для того, чтобы не дать фигурам закрепиться в ряд, принадлежащий одному и тому же пласту.

Например, на офорте Дюрера мы видим параллельное расположение переднего, среднего и заднего планов (фигуры-деревня-горы). Взгляд следует из стороны в сторону, смещаясь по планам.

А на офортах Ремрандта доминирует устремление вглубь, планы не закрепляются в виде полос. Взгляд сразу следует вглубь.

3. Замкнутая форма – Открытая форма

Речь о тектонике произведения. Закрыта форма — уравновешенная, сбалансированная; когда речь о напряжении, дисбалансе — открытая форма. Замкнутое изображение  представляет собой явление, ограниченное в самом себе, открытое - выводит глаз за пределы картины. В искусстве 16 века большую роль играют горизонталь и вертикаль. Искусство же барокко пытается сгладить противопоставление двух противоположных осей, отсюда тяготение к диагонали и спирали. Искусство 16 века весьма симметрично, искусство 17, не отказываясь от симметрии, все же не так часто прибегает к ней или прибегает, но с некоторыми оговорками. Например, "Вечер в Эммаусе" Рембрандта. Художник помещает фигуру Христа симметрично центру ниши, но сама ниша смещена влево от центральной оси картины.

4. Множественное единство – Целостное единство

В классическом искусстве формы условно расчленяются, в искусстве барокко - сливаются в единый поток, частные формы перестают функционировать самостоятельно. 

Например, на гравюре Дюрера "Успение" части целой композиции по отдельности самостоятельны.

А на аналогичном сюжете Рембрандта исчезает изолированность отдельных частей и контрастов, фигуры сливаются в единое целое.

5. Ясность – Неясность (безусловная - условная ясность)

Здесь хочу прибегнуть к цитате: "Для классического искусства всякая красота связана с безостаточным раскрытием формы, в барокко абсолютная ясность затемняется даже в тех случаях, когда художник стремится к совершенной точности. Больше не заботятся о максимальной отчетливости изображения; напротив, ее избегают". 

Конечно, формализм Вельфлина достаточно условен, и отличие искусства Рембрандта от более раннего искусства нельзя описать только этими пятью парами. Но система анализа, предложенная Вельфлиным, представляет собой определенный паттерн, который очень помогает тогда, когда не знаешь как смотреть на изображение и что там видеть.

9
0

🔥 🔥 🔥

0
Ответить
Прокомментировать

Очень странно вы ставите вопрос, сравнивая стиль одного художника с целой эпохой, в которой трудились различные мастера и каждый в своем стиле.

2
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью