Liza Arkhangelskaya
март 2015.
8455

Почему «Фонтан» Дюшана признан великим произведением искусства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
18
5 ответов
Поделиться

Потому что он дал начало новой эпохе в искусстве: важным стало не произведение как объект, а произведение как жест. Ценность произведения переместилась из сферы материальной (фигуративное искусство, внешняя красота) в сферу ментальную (концептуальное искусство, идея). В наши дни мы уже к этому привыкли. Вспомним шутку «Квартета И» про туалет на ремонте, или анекдот про уборщицу, которая выкинула инсталляцию, приняв её за мусор. Но в те годы такие представления об искусстве ещё не были широко распространены и некоторые критики «по инерции» находили в «Фонтане» очертания Мадонны с младенцем или Будды.

47
-2
Прокомментировать

Фонтан Дюшана был знаком важнейшего культурного поворота ХХ века -- от изображения к экспрессии, и важнейшего интеллектуального поворота -- от изучения мира объектов к изучению жизненного мира. При этом как форма "Фонтан" пародирует жизненный мир, сводя его к физиологической потребности, а как жест -- пародирует экспрессию, приписывая жест художника самому объекту. Мучения художника, о которых любили говорить в романтическом искусстве, превращаются в физиологические мучения и в муку готовой формы, муку "данности", пытающейся хоть как-то относиться к переживаемому нами миру. Это не столько жест, сколько важнейшая попытка пережить минимальные условия "жизненного мира". Важно разомкнуть готовую вещь, чтобы мы были не одиноки в своих переживаниях. 

19
-4

Мне очень понравился объективный академической стиль ответа Александра Маркова. Не хватило ещё  для полноты картины истории восприятия и эстетической оценки этого произведения искусства реципиентом. То есть, живой реакции на произведение в мире искусства.

+1
Ответить
Прокомментировать

Сам по себе "фонтан" Дюшана произведением искусства не является, однако его экспонирование на выставке стало важным жестом-переосмыслением функционирования произведения искусства: с этих пор значение приобретает не само произведение, а тот контекст, в который оно помещено. Любая вещь повседневного мира, помещенная в контекст (дискурс) искусства, обретает новый смысл, вступает в диалог со зрителем, другими произведениями искусства и тем самым становится полноправным участником этих новых отношений.

13
-1
Прокомментировать

Это прекрасный образец Дадаизма. Когда художник изображает классический портрет или скульптуру он фактически просто повторяет фактическое состояние материального мира. Появление фотографии в своё время смогло "отпустить" художников. Им теперь не нужно было формально документировать окружающую действительность, они смогли изображать не вещи, но чувства, эмоции, мысли, ощущения, более свободно говорить аллегориями и образами.

10
-2
Прокомментировать

В дополнение к уже ранее сказанному: "Фонтан" разделил создателя и художника. Это так называемый реди-мейд, когда обыденный фабричный предмет становится объектом искусства после того, как его выбирает художник. Очень интересно историю возникновения "Фонтана" рассказывает Уилл Гомперц в своей книге "Непонятное искусство: от Моне до Бенкси". 

Выставленный на художественный выставке писсуар -своего рода манифест нового искусства. Дюшан посылает скандальный экспонат на Выставку независимых художников 1917 года под псевдонимом и несмотря на прогрессивный характер выставки, работу не принимают. Никто не знает, что случилось с первым "Фонтаном" и где он теперь, но после были созданы ещё несколько точно таких же копий. Марсель Дюшан смеётся над всем художественным сообществом, его работа -протест, противоречие. Подпись "Матт" тоже не случайна, в переводе с английского языка она означает "дурак", а если в нём заменить одну букву "Мотт", то получится название магазина, где куплен писсуар. Поэтому когда в музеях современного искусства публика долго стоит, рассматривает этот экспонат со всех сторон и многозначительно вздыхает, это выглядит комично. Именно и на это рассчитывал Дюшан.

7
0
Прокомментировать
Ответить