Liza Arkhangelskaya
март 2015.
8129

Почему «Фонтан» Дюшана признан великим произведением искусства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
18
5 ответов
Поделиться

Потому что он дал начало новой эпохе в искусстве: важным стало не произведение как объект, а произведение как жест. Ценность произведения переместилась из сферы материальной (фигуративное искусство, внешняя красота) в сферу ментальную (концептуальное искусство, идея). В наши дни мы уже к этому привыкли. Вспомним шутку «Квартета И» про туалет на ремонте, или анекдот про уборщицу, которая выкинула инсталляцию, приняв её за мусор. Но в те годы такие представления об искусстве ещё не были широко распространены и некоторые критики «по инерции» находили в «Фонтане» очертания Мадонны с младенцем или Будды.

45
Прокомментировать

Фонтан Дюшана был знаком важнейшего культурного поворота ХХ века -- от изображения к экспрессии, и важнейшего интеллектуального поворота -- от изучения мира объектов к изучению жизненного мира. При этом как форма "Фонтан" пародирует жизненный мир, сводя его к физиологической потребности, а как жест -- пародирует экспрессию, приписывая жест художника самому объекту. Мучения художника, о которых любили говорить в романтическом искусстве, превращаются в физиологические мучения и в муку готовой формы, муку "данности", пытающейся хоть как-то относиться к переживаемому нами миру. Это не столько жест, сколько важнейшая попытка пережить минимальные условия "жизненного мира". Важно разомкнуть готовую вещь, чтобы мы были не одиноки в своих переживаниях. 

15

Мне очень понравился объективный академической стиль ответа Александра Маркова. Не хватило ещё  для полноты картины истории восприятия и эстетической оценки этого произведения искусства реципиентом. То есть, живой реакции на произведение в мире искусства.

+1
Ответить
Прокомментировать

Сам по себе "фонтан" Дюшана произведением искусства не является, однако его экспонирование на выставке стало важным жестом-переосмыслением функционирования произведения искусства: с этих пор значение приобретает не само произведение, а тот контекст, в который оно помещено. Любая вещь повседневного мира, помещенная в контекст (дискурс) искусства, обретает новый смысл, вступает в диалог со зрителем, другими произведениями искусства и тем самым становится полноправным участником этих новых отношений.

12
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить