George Panin
март 2015.
2233

Может ли российский железнодорожный транзит грузов из Китая в Европу быть дешевле и эффективней, чем океанские контейнерные перевозки?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Если все будет как сейчас — нет. Возить товары в Европу по морю из южных портов КНР все равно дешевле, чем по Транссибу или через Казахстан и юг России. Это при том, что в теории Транссиб быстрее, чем маршрут через Суэцкий канал. Главная проблема российского маршрута — не только дешевизна морских контейнерных перевозок по сравнению с железной дорогой, но и неспособность РФ решить ряд застарелых проблем: ворох документов для оформления ввоза/вывоза товаров, медленная либо коррумпированная таможня (часто и то, и другое), отвратительная диспетчеризация железной дороги, черепашья скорость составов.

Но все может измениться, если будет реализован китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути», а Россия не проспит свои возможности. Пекин собирается строить целую сеть новых наземных дорог (включая железные) в ЕС через Центральную Азию и Ближний Восток. С одной стороны, надо загрузить заказами инфраструктурные компании, которые уже застроили весь Китай и не очень активно выходят на внешние рынки — а это миллионы потенциальных безработных. С другой стороны, производства переезжают из богатого китайского приморья в центральные и западные районы страны — вслед за дешевой рабочей силой, государственными стимулами и возможностью не слишком думать об экологии. Везти контейнер из Синьцзяна в Европу через Казахстан и РФ может оказаться выгоднее, чем тащить его по железной дороге через весь Китай, потом грузить на корабль — и опять через Суэц или мыс Доброй надежды. России есть что предложить — маршрут через её территорию самый безопасный, а благодаря Таможенному союзу можно по пути в ЕС пересечь всего две границы (КНР/Казахстан и Беларусь/Польша).

Теперь дело за малым. Правительство должно увидеть выгоду этой затеи для России; унять ноющие о «ползущей китайской угрозе» спецслужбы; продавить на переговорах китайцев, чтоб получить часть подрядов и локализацию некоторых технологий; проконтролировать РЖД, чтоб деньги не пошли на шубохранилища; придумать, что бы такое Россия могла сама продавать на дороге между двумя крупнейшими рынками мира. Делов-то.

30
Прокомментировать
Ответить