Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
9
4 ответа
Поделиться

Если очень коротко, то вы становитесь поэтом примерно так же, как становятся скалолазом или пустынником.

Человек, просто пишущий стихи, синонимичен тому, кто раз в полгода ходит в лес или абстрактно во что-то верит. От человека, оправдывающего собственное узкое, немного маниакальное самоопределение, его отделяет то, что если любитель позволяет своей практике вращаться вокруг него вместе с другими занятиями, то поэт ставит свою практику в центр, и сам вращается вокруг неё. Практика становится и системой, и точкой отсчётов.

Ну и, как нетрудно заключить из самого определения, практика без дела мертва. Разумеется, она стоит в первую очередь на самом писании стихов, но без дополнительной подпитки чем-то ещё она неизбежно сходит с орбиты. Так что поэт это не просто тот, кто пишет стихи. Поэт — это тот, кто пишет их в ущерб чему-то ещё.

Дело не только в приоритетах. Да, можно сидеть дома писать стихи вместо того, чтобы, допустим, пойти поиграть в футбол. Понятно, что творчество может идти в ущерб социализации, или финансам, или чему-нибудь ещё тёплому и удобному, но это всё только начало. Если сторонние занятия уже мало чего для вас значат, то и жертва окажется невелика, а невеликие жертвы ценятся много меньше. Так что настоящее творчество очень часто идёт в ущерб в первую очередь самому себе.

Скалолаз может расшибиться, пустынник умереть от жажды. Путешественники пропадают без вести. Моряки тонут. Врачи занимают верхушку статистики затяжной депрессии и процента самоубийств. Любой человек, вращающийся вокруг своего дела, почти неизбежно подвергается повышенной степени риска — писатели и художники не составляют тут исключения. Многие спасаются самозарытием в академии, но изнутри стоячей среды почти невозможно ничего именно сделать. А творчество — это всё же не состояние, это делание.

Но вопрос не столько в том, "как" — конкретные внешние проявления у всех будут свои собственные — сколько в том, откуда в человеке вообще возьмётся внутренняя потребность туда идти.

В конце концов, всех этих внешних свершений вы большей частью даже не замечаете. Вы просто живёте и пишете, и постоянно задаётесь вопросом, что вообще происходит. Это нормально. Себя со стороны никогда не видишь. Всё совершается немного само собой и просто из самого стремления — каким-то образом стремление писательства как способа жить перебивает все остальные, а откуда берётся само стремление — никто на самом деле не знает. Скорее всего, из неразрешимых конфликтов, стремления решать вопросы, которые даже нельзя сформулировать, но которые больше всего похожи на палец, указывающий на неразмеченные участки несуществующей карты.

Просто это единственное, что есть: путь и вершина, долгая многомесячная работа, и минутная радость, когда оно получается. Когда "то, о чём нельзя сказать" — вот оно, сказано.

Ну и через секунду оно проходит, понятно. Пиздуй, родной, дальше — из этих редких моментов всё равно невозможно ничего вынести.

Но стремление остаётся. И оно по-прежнему перебивает всё остальное. Строго говоря, без этого стремления и нельзя ничем стать, а вырастить его искусственным образом не получится. Так что "как" — не совсем корректный вопрос. "Как" вторично. А стремление или есть, или его нет.

Является ли эта модель абсолютной — нет, она даже не является полной. Она только подводит к тому, что идёт дальше, за разделением между собой и практиками, когда человек с одной стороны уже не рискует, но в то же время не может себя найти. Зато становится немного понятнее, откуда было "то", когда оно получалось.

Но это уже совсем другая история.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
37
-7
Комментарий удален модератором

)

+1
Ответить

Какой хороший текст, Глеб

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Не знаю, Олег, мне за него уже через час стало не по себе, и так и осталось. С одной стороны вроде правда, но с другой всё равно не о том.

0
Ответить
Комментарий удален модератором

Это всего лишь симптом, что ваше чувство вкуса идет впереди навыка. Это нормально, нужно продолжать и учиться вырабатывать адекватное восприятие таких ощущений.

0
Ответить
Прокомментировать

как стать поэтом?
как стать котом?
-- их силуэтом.
как быть потом?

я стал бы тенью
полОс окна
хвостов растенья
и мглы вина

о подоконник!
ты стук когтей
крылатых конных
моих гостей

о гулька белый!
о шум пшена!
я -- Андрей Белый,
поэт окнА 

9
-1

Вот здесь t.me/dahakot я часто поднимаю эту тему. Кстати, я с автором полностью НЕ согласна. Не стоит идеализировать поэтов и сопоставлять их с самоотверженными пустынниками и рискованными скалолазами. Поэт - мыслит, и каждый человек - уже поэт. Нужно просто не запрещать себе думать. Нужно обращать внимание на слова, которые появляются внутри тебя в ответ на происходящее, и ценить их. Быть интересным самому себе. Жертвовать чем-либо - не условие поэзии))

0
Ответить
Прокомментировать

Вот может это не то совершенно, но, я думаю, поэзия - это нечто более глубокое, чем писание стихов, это больше походит на образ жизни, а, соответственно, если хочешь быть действительно поэтом, нужно быть им до самой последней незначительной мысли. И дело даже не в рифмах, рифмы - это вторично (белый стих никто не отменял). В стихотворении, кроме технических аспектов, есть некая бисерная составляющая, благодаря которой эпитет "поэтичный" выходит за пределы стихосложения в реальный мир. Поэтичной может быть ситуация или человек или вечер или что угодно ещё, и мы все примерно понимаем, что это значит. А поэт - это тот, кто стремится сделать поэтичной всю свою жизнь. Ведь в хороших стихах всё продумано, до последнего предлога, причем продумано со всех сторон, а если не продумано, то непременно прочувствованно. Это сложно, да, надо работать с очень тонкими материями, но, как часто бывает, после долгих мучений практики, нужно отключить мозг, чтобы почувствовать тот ритм, ту музыку, с которой происходит творение и не бояться станцевать под неё, и вот, это уже она управляет тобой. Просто нужно научиться чувствовать свой ритм и договариваться с ним, чтобы танец шёл сам собой. А танец, непосредственно, - это вся наша жизнь. И, я думаю, если твой танец поэтичен, действительно поэтичен, если ты обладаешь этим чувством(его можно развить), которое даёт понять как насадить бисер на нить, чтобы после, из этого получилась картина, то не обязательно даже что-то писать, ты можешь заниматься чем угодно, но под мелодию собственной души, ты уже поэт. 

2
0
Прокомментировать

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним день 18.02.1964 так называемый "Суд над тунеядцем" а именно над поэтом поэтом, эссеистом, драматургом, переводчиком - Йосифом Александровичем Бродским.

Тот день запомнился диалогом между судьей и самим Бродским, который происходил так:

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

Судья: У вас есть ходатайства к суду?

Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?

Судья: Это вопрос, а не ходатайство.

Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.


Поэт.. это не профессия, это то, что у человека должно находиться в душе. Истинными поэтами становятся те люди, которые рождены быть поэтами. Научиться быть поэтом почти невозможно, это то, что должно быть у человека в душе.

6
-8

а на всех этих современных киборгов-стихоплетов, не умеющих к тому же рифмовать, жалко смотреть

-5
Ответить

Товарищи, видите ли... как бы так... в общем, вы можете назвать любой критерий настоящего поэта, технический или отбожный, и я вам назову 10 поэтов, которые под него не подходят, и ещё 10, которые подходят, но отрицают всяческое его влияние. Можно конечно начать их делить на настоящих и ненастоящих, во славу Шестирукого Шигалёва, но тогда ближе к концу разговора критериев вообще никаких не останется.

Это всё не о том. Вы пытаетесь дать координаты подвижной цели, а она ни в каком одном месте никогда не находится. Нельзя сказать, что поэтами становятся от бога или не от бога. Поэтами становятся, живя жизнь. Никто пока что ни разу никак иначе поэтом не становился. А как поэты живут жизнь вы не обобщите и не обоснуете, кроме одного того факта, что они всё время пишут стихи, но это и ежу понятно. 

+5
Ответить

живя жизнь это итак понятно, вопрос ведь в отношении, ктото технически живет жизнь, делает то, что умеет, такие стихи и пишет, ктото находит смелость делать, то что любит, и стихи у него искренние, смелые и настоящие, даже если где-то корявые, главное он выражает себя, как идею, он это идея поэзии и он себя воплощает в стихах, это называется найти себя, это и есть свобода, то что ты делаешь не технически имитируя, а выражая идею, можно научиться играть на гитаре, звучать это будет технически совершенно но немузыкально, потому нет в человеке этого, можно сниматься в кино, но не быть киношным человеком, играть в футбол технически совершенно как Криштиану Роналду, а можно воплощать футбол как Лионель Месси! современный мир это конвейр, все поставлено на фабричное производсто, но главное то, живет ли этим человек или просто имитирует

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Юрий, проблема в том, что у вас нет тезиса. Всё что вы написали, любой пишущий человек понимает уже лет в 15 (хотя всех классиков он при этом может поголовно считать теоретиками-графоманами). И примерно тогда же он тоже считает что "жить жизнь это понятно". Это не неправда, но это неправильная постановка вопроса, точнее это вопрос, которым никто не занимается, потому что он ранний и очевидный.

Сложные вопросы - это то, что Мандельштам решал в 5 лет молчания, Заболоцкий после ссылки, а Пушкин переходя от "Онегина" к "Борису Годунову". Это - реальные вопросы, и никакого "от бога или не от бога, в рифму или не в рифму", всего этого разбирания на нашедших себя и не нашедших, искренних и не искренних, техничных или интуитивных - ничего этого там нет, потому что это любой вменяемый автор все эти дуализмы решает ещё на школьной скамье, и никогда к ним больше не возвращается.

+4
Ответить
Прокомментировать
Ответить