Anna Katysheva
июнь 2016.
7982

Действительно ли цель искусства — наслаждение?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
20
6 ответов
Поделиться

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть, откуда эта идея вообще взялась, и что из этого вышло.

Так вот, век на дворе восемнадцатый, и в искусстве царят ад и сахарная вата. Уже выросшее на останках Возрождения барокко начало обнаруживать на себе склонность компенсировать недобор содержания излишней декоративностью – но едва ли кто-нибудь из его мастеров предвидел грядущее в следующем столетии огромное, младенцеобразное, в бантах и с перьями, блестками и в пудре, с пирожными в одной руке и рвотным ведерком в другой, жирное розовое рококо.

Рококо было главным в истории искусства культом пустого, бессмысленного излишества одного излишества ради. Что само по себе было симптоматичным в отношении существующего на тот момент общественного строя, и конец чему положила не кто-то там, а Французская революция.

Так вот и на фоне всего этого, где-то в Германии, некто Готхольд Эфраим Лессинг пишет: "Цель искусства — наслаждение".

Казалось бы, высказывание было недвусмысленным одобрением текущего порядка вещей — ан нет, мыслилось оно в оппозиции, и вот почему.

Лессинг, как адвокат рационализма, противопоставлял искусство науке, которая по Лессингу является источником единственной истины, и поэтому должна обладать моральным карт-бланшем на всё и вся, тогда как пути искусства, дабы оно функционировало самым правильным образом, могут регулироваться на уровне, страшно сказать, законодательном. 

Иными словами, обе эти дисциплины подвергаются обработке живительным утилитаризмом, только одна почему-то оказывается в колодках. Можно было бы предположить, что Лессинг планировал бить банхаммером по собственно царящему в Европе рококошному обжиралову, в угоду чему-нибудь чуть более благородному – однако ж нет, по Лессингу любое искусство, ставящее себе целью производить какие-то дополнительные эмоции помимо наслаждения (как, например, сострадание), будет неизбежно "ниже", поскольку отвлекает от наслаждения.

Как следствие, по факту уже заточенное на наслаждение рококо критикуется Лессингом как всё ещё недостаточно наслаждающее, бо оно пронизано лишними, по Лессингу, влияниями и условностями. При том, что по факту религиозная линия задвинута так далеко, что за пышными формами купидонов её и не видно, а социальная линия практически еще даже не появилась (хотя до взятия Бастилии остается всего лет двадцать, и все ингредиенты уже на месте).

И вот во всем этом, оказывается, нужно отринуть условности и наслаждаться ещё сильнее.

Условности и отринули — некоторые так даже гильотинировали. Только искусство пошло совсем не по тем рельсам, которые Лессинг ему надеял. Пока во Франции изображали античные клятвы, трупы и серые дождливые похороны, немцы внезапно открыли свой собственный романтизм – строгий, готический, романтизм одиночной медитации на неразрешимые стороны бытия, проявляющиеся в природе, личности и в национальном мифе.

Проблема в том, что романтизм как метод не только иррационален, но и достаточно дискомфортен, поскольку предполагает постоянное напряжение без резолюции. Казалось бы, по Лессингу, кому он такой нахрен нужен – однако немецкий романтизм не только прижился, но и впервые со времен позднего Возрождения дал немцам почувствовать, что они наконец-то начали заниматься чем-то своим.

Какие из этого всего можно сделать выводы? Наверное, их два. Первый – что наслаждение в искусстве довольно быстро себя изживает, будучи опровергнуто в первую очередь самими художниками. И, наверное, точно также изживают себя и эпохи, чрезмерно на него нацеленные. Второй – что в не меньшей степени изживает себя и рационализм, когда преступает рамки своих утилитарных приложений и начинает пытаться диктовать условия всего человеческого бытия, умаляя тем самым в первую очередь саму человеческую натуру, способную на большее, чем просто искать наслаждения, и мыслящую шире, чем просто рационально.

Что, разумеется, что-нибудь значит и для нас с вами, но это уже тема совсем другого вопроса.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
55
-5
Прокомментировать

Вопрос предполагает, что мы одинаково понимаем слово "наслаждение", а уж об искусстве и говорить нечего - и так ясно, что это.

Однако дело оказывается очень запутанным.  Не только нет (и не может быть) никакой легкости в отнесении к искусству и писсуара Дюшана и трагедии Эсхила, но с наслаждением - та же историческая беда.

То, что сегодня приносит, например, "среднему человеку" (понимайте, как хотите) наслаждение, могло еще 200 лет назад - в этом же сообществе- вызывать отвращение. И наоборот. Тут не надо даже заниматься этнографией наслаждений. Просто подумайте о том, что вы в детстве не любили молочного, а сейчас испытываете наслаждение - ? - от сыра с плесенью. Т.е. сами виды наслаждений - историчны и внекультурными они не бывают. 
Так. Наслаждения - не просто мимолетны, быстротечны (это большая потеря), но и историчны.

С принадлежностью к искусству - та же петрушка, кстати. 

Аристотель в Поэтике определял трагедию (это искусство?) через зрителя, но без наслаждения: через очищение, страх и сострадание (цель - очищение). Прикиньте - ему не пришло в голову написать ничего о наслаждении.

Но тогда - подумайте - о чем ваш вопрос?

Даже если вы имеете в виду какие-то особые высшие или культурные и т.д. наслаждения (этого нельзя понять из вопроса), все равно эта связка искусства и наслаждения не вечна (наверное, Глеб Симонов прав насчет 18-19 века). И это не значит, что ваш вопрос плох. 

Просто это пройдет.

Тут ведь не очень-то понятно - зачем человек вообще занимается искусством (в этом-то и вся прелесть!). А вы спрашиваете - какова конечная цель у его бессмысленной (по всей видимости) деятельности.

4
-1
Прокомментировать

Ну, если только наслаждение эстетическое - тогда в этом может быть цель искусства. А вообще конечно, у него множество разных целей. На протяжении многих веков - это, например, средство для создание священных образов в разных религиях. В 20 веке - пропаганда. Искусство - это инструмент, а цели разные.

2
-1
Прокомментировать

Лично я с этим не совсем согласен. Наслаждение - далеко не главная и не единственная цель искусства. Однако, если всё же искать связь между классицизмом и наслаждением, она несомненно прослеживается. Эстетика классицизма базируется в первую очередь на образцах античности. А это - пропорции, гармония, баланс. Правильное соотношение пропорций - то, что изначально красиво, идеально, то, как заложено природой, то есть то, что не может вызвать отторжения, а вызывает исключительно приятные эмоции.

2
-2

Простите, опубликовал ответ, недописав. Так вот, правильное соотношение пропорций - то, что изначально красиво, идеально, то, как заложено природой, то есть то, что не может вызвать отторжения, а вызывает исключительно приятные эмоции.

-1
Ответить
Прокомментировать

Наслаждение действительно в той или иной мере является следствием соприкосновения с прекрасным, но не всегда его целью. Более того,  стоящие шедевры мировой культуры, как правило,  несут в себе определенный посыл, и не всегда этот посыл вызывает у нас наслаждение. 

Возьмем, к примеру, "Повелителя мух" Голдинга или "Превращение" Кафки. Картины, рисуемые автором, вряд ли вызовут у вас эстетическое наслаждение, а между тем, эти книги обращают наше внимание на проблемы, (увы)не утратившие актуальности и по сей день. "Отвратительность" некоторых сцен только усиливает необходимое впечатление. 

К слову, не так давно я готовила работу по произведению Франка "Із секретів поетичної творчості" ("Из секретов поэтического творчества"), где автор, помимо прочего, раскрывал тему эстетики в произведениях, акцентируя внимание на том, что красота в самом прямом и посредственном смысле этого слова никогда не являлась целью искусства и книг в частности. Его истинное предназначение - передать посыл, всколыхнуть наше воображение и чувства, заставить задуматься. Однако, все это, конечно же, не исключает факта, что настоящие шедевры могут вызывать в нас и приятные ощущения. В конце концов, искусство многогранно.

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью