Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России так плохо со вкусом при оформлении интерьеров квартир? При этом как в новых, так и в старых?

ОбществоИскусство и культура+5
Антон Овчаров
  · 2,7 K
Тренер, Аналитик. Все формы on-line  · 19 июн 2016

АНТОН, мой ответ надо было бы разместить в комментариях Михаила-Архитектора, но ответ получился длинным, да и стоит его почитать "молодому поколению", чтобы знали "откуда ноги растут" на самом деле. Так что в начале обращу несколько слов к Архитектору.

Михаил, прошу прощения, если верить Вашему юзерпику, то Вы, наверное, ровесник современной России и просто не можете знать на собственном опыте - как выглядели советские квартиры. Но это не беда, беда в том, что мнение, не соответствующее реальности, высказывает архитектор. Это ж куда мы катимся с такими знаниями у архитекторов?)) 

"Ругаетесь" на сомнительные сайты, как на источник вдохновения, а сами свое представление складываете, вероятно, по современным телевизионным сериалам "про то время", в которых "эстетической правды о вкусе" того времени столько же сколько арбузных семечек в дыне.

"Потусторонний мир" как раз постепенно нас спас и спасает в вопросах вкусов и вообще — в понимании эстетики, эргономики и всего, что делается для человека и вокруг человека. Спасает и учит тех, кто хотел и хочет научиться "вкусу".

Советские квартиры объединяло только одно — нищета и убогость, в лучшем случае "бедно, зато чисто". А совсем незадолго до квартир были коммуналки, деревянные домишки, бараки и даже землянки. Уже потом появились "хрущевки", в которые люди переехали из бараков. Да и то — далеко не все и не большинство, некоторые до сих пор в коммуналках живут.

Эстетическому вкусу просто неоткуда было взяться

Людей с реальным эстетическим вкусом начиная с 1917 года уничтожали или вынуждали уехать за пределы страны (тех, кто успел).

Так что буквально угроблено пара поколений, имеющих "вкус", и передавать этот "вкус" было уже некому: советская эстетика не подразумевала ничего Для Человека, она подразумевала "все — равны" и все ее удобство — это "быстро встать, быстро пойти на завод, на котором быстро построить коммунизм", вот и весь "вкус". 

Упомянутые "чешские гарнитуры" (т.н. "стенки" и т.п.) были только у "блатных" граждан — у представителей партийной номенклатуры, у бандитов, у артистов и других знаменитостей, вроде высшего профессорского-преподавательского состава ВУЗов, передовиков производства и т.п., да и то - очень далеко не у всех подряд.

Если по городам (деревни и в счет брать не за чем), то хоть сколько-то приличная мебель, в том числе импортная (но только из стран социалистического лагеря) были разве что у 3-5% граждан. Если не учитывать чудом сохранившуюся дореволюционную мебель и дореволюционные предметы интерьера.

"Стенки" эти собирались, в основном, криворукими гражданами, которые понятия не имели, как собирать мебель, потому они шатались и ломались, как деревья в урагане, поэтому их берегли, как зеницу ока. При мне мою одноклассницу ударил ее отец за то, что она без его разрешения полезла на «стенку» и отломила ручку (она сама отвалилась).

Никакого рынка или даже пародии на него не было и быть не могло, экономика была социалистическая и плановая. Какой рынок? Колхозный?))

А вот нелепица была и ого-го сколько... Почему?

  1. Потому, что советские граждане были вынуждены сметать в магазинах абсолютно всё, что на них внезапно и редко появлялось. Тут уж было не до вкуса. Надо было просто что-то купить и притащить домой. Верите ли, но ситуация "сначала купил, потом посмотрел — что купил" была весьма рядовой.

  2. Оттуда же и любовь к коврам на стенах: ковер покупался (если вообще удавалось его купить) навсегда. Никто и не думал, что когда-то появится возможность купить еще один (другой), потому ковер тупо и остервенело берегли. На полу он быстро изнашивался из-за паршивого советского качества, поэтому его вешали на стену, как самый главный трофей в жизни семьи. И эта кошмарная привычка осталась с нами до сей поры.

То, что случилось с нашими интерьерами в к.1980-н.1990-х годов — это прямое следствие советского убожества и нищеты. У людей наконец-то появилась возможность хоть что-то приобрести из того, что они хотят и могут приобрести, а не то, что им "выбрасывают" в советских магазинах, как голодным собакам — косточки.

Учитывая выше сказанное о невозможности наличия "вкуса" в принципе — в итоге мы получили тот недолгий период в интерьерах к.1980-н.1990-х годов. Еще раз — кто хотел научиться и понять, тот понял и научился. Остальные "где были", там и остались.

Также не стоит забывать, что мы лишь наполовину — Европа (при чем — на меньшую), а на бОльшую половину — Азия. И, кроме русских, кроме тех, у кого сформирован "европейский вкус", в России живут люди с "азиатским менталитетом" и соответствующим вкусом (я без лукавства или сатиры это пишу). И людей таких очень-очень много. Отсюда и пристрастие к яркости, некоторой аляповатости, "позолоте" и разным "финтифлюшкам" - это неотъемлемая часть народной культуры.

ковёр ещё нес элемент звуко (на внутренних стенах) и тепло (на внешних) изоляции.