Mark Goldman
июнь 2016.
629

Возможно ли заниматься наукой без высшего образования?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Я когда ездил по работе в Германию на одну научно-исследовательскую фирму,  заметил, что там довольно слаженный и эффективный коллектив состоит из довольно разных по образованию людей, среди которых есть PhD, люди с высшим химическим образованием, технологи-бакалавры, просто какие-то молодые лаборанты, чувак, которого мы называли handy, который занимался техническими вопросами типа поиска гаек для соединений или каких-нибудь резаков.

В научной работе есть много разных задач, какие-то более рутинные, какие-то требуют больше опыта или смекалки, а для чего-то не обойтись без ученой степени. Если говорить о химии, то довольно часто бывают люди, которые хорошо работают руками, точно и аккуратно ставят синтезы, хорошо интуитивно понимают процессы, но не обладают энциклопедическими знаниями. Есть люди, которые хорошо умеют писать статьи или делать презентации. В общем, есть много способов внести какой-то свой вклад в научную работу. 

Но, конечно, все упирается в деньги и мотивацию в плане выбора работы, у студента или аспиранта больше потенциальных бонусов, чем у кого-то, кто решил поработать лаборантом. Если бы у институтов и лабораторий было больше денег и удобных механизмов брать людей на разные работы, тогда это бы практиковалось.

5
0

Не совсем то. Возьмем, скажем, математику или теоретическую физику. Еще можно биологию, не мокрую, а ту же биоинформатику. Зачем нужно тратить время на нудное, скучное и зачастую бесполезное (по крайней мере в России) высшее образование, когда можно самому изучить необходимое и сразу пойти творить великие дела? :) 

0
Ответить

Вот в таких вариантах я скорее сомневаюсь. В любом естественнонаучном вузе курсы матана, диффуров и линейки обычно такие, что мало никому не кажется. И это просто чтобы немного продвинуться выше школьного уровня. А конкурировать с математиками и физиками после школы как-то совсем нереалистично.

0
Ответить
Прокомментировать

Примеры Якова Борисовича Зельдовича и Израиля Моисеевича Гельфанда, ставших академиками и авторами множества работ без дипломов о высшем образовании, позволяют ответить утвердительно.

0
0
Прокомментировать
Ответить