Глеб Прокофьев
июнь 2017.
4980

Почему у спортивных машин двигатель сзади, а у обычных — спереди?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Во-первых. Далеко не все спортивные\гоночные автомобили имеют компоновку с мотором сзади.

Во-вторых. Существуют примеры, когда у "гражданских" машин мотор устанавливался сзади.

В спортивных автомобилях конструкторы уделяют много внимания тому, как машина будет управляться. В этой части им важно добиться нужного распределения массы автомобиля по осям, при этом они могут позволить себе пожертвовать пассажировместимостью, грузоподъемностью и другими параметрами, которые не важны для спортивного автомобиля.

В "гражданских" автомобилях я вижу переднемоторную более удобной по той причине, что перенос двигателя в корму не позволяет сделать равноценный багажник спереди, в силу того, что спереди по-прежнему остается, например, рулевое управление, которое, хоть и незначительно, но скрадывает объем отсека. Кроме того, перевезти длинномер в таком автомобиле можно будет разве что на крыше. Ни в одном заднемоторном автомобиле не реализовали "лючка" в багажник для перевоза длинномеров.

Если в автомобиле есть гидроусилитель, то это значит, что к нему будут протянуты трубки через весь автомобиль, что тоже не очень удобно. Охлаждение двигателя, который находится в корме, требует воздуховодов или радиатора, вынесеного вперед, и, опять же, соединенного длинными трубками.

Если создатель спортивного автомобиля может сделать всё, что ему за благо рассудится, то создатель автомобиля, который жестко конкурирует по цене просто не может позволить себе глобальные эксперименты с компоновкой.

У каждого вида компоновки легкового автомобиля, в том числе спортивного есть свои преимущества. Вопрос размещения двигателя напрямую связан с вопросом о типе привода автомобиля, поэтому рассматривать их будем вместе.

1. Передний привод с передним расположением двигателя (FF). Переднеприводные автомобили, по сравнению с другими типами компоновки имеют сравнительно более простую и легкую конструкцию. Больше места в салоне, особенно при поперечном расположении двигателя, за счет того, что в салоне нет центрального тоннеля. Более легкая и менее инертная трансмиссия (нет кардана) и за счет этого меньше трансмиссионные потери. Меньше динамика разгона за счет того, что при интенсивном разгоне меняется развесовка машины - нагружается задняя (свободная) ось и разгружается передняя (ведущая), что снижает сцепление ведущих колес. Считается, что полезная мощность переднеприводного автомобиля за счет этого ограничена примерно 200 кВт. Сравнительно более предсказуемое и безопасное поведение в заносе. Сильно смещенный вперед центр тяжести (более 60/40 в большинстве случаев), что ухудшает управляемость в поворотах.

2. Задний привод с передним расположением двигателя (FR). Более высокая динамика разгона, менее жесткие ограничения на полезную мощность двигателя. Более высокая масса автомобиля и трансмиссионные потери за счет дополнительных массивных элементов трансмиссии. Центр тяжести все еще смещен вперед, но развесовка (60/40 или чуть меньше в большинстве случаев) более близкая к идеальной (50/50). В некоторых спортивных моделях часть трансмиссии (или всю коробку передач или главную пару) выносят к задней оси для улучшения развесовки. Считается наиболее дружелюбной и легкой в управлении из заднеприводных компоновок. Часто задние колеса делают шире для улучшения разгонной динамики и более безопасного поведения в заносе (т.н. недостаточной поворачиваемости).

3. Задний привод с задним расположением двигателя (RR). Под задним расположением понимается размещение двигателя за задней осью. Это достаточно редкий тип компоновки, из современных моделей распространение получил только в а/м Porsche. Развесовка смещена к задней оси (40/60), что очень серьезно загружает ведущую ось и способствует прекрасной динамике. Это же делает машину очень требовательной к навыкам водителя, занос задней оси происходит гораздо менее плавно и предсказуемо - слишком много газа в повороте и машина едет "попой" вперед. При хороших навыках управления - отличный автомобиль для кольцевых автогонок: много сцепления, прекрасная динамика, малый вес.

4. Центральное расположение двигателя (MR). У машин такой компоновки не бывает переднего привода, далее речь пойдет о заднеприводных моделях. Двигатель расположен или над задней осью или (чаще) между осями. Эти машины по большей части двухместные, но изредка встречались в прошлом и четырехместные модели. Развесовка либо идеальная (50/50) либо незначительно смещена к задней оси. Недостатки и преимущества в целом совпадают с п.3. но часто менее ярко выражены. Чаще всего это очень сбалансированные, очень динамичные машины (т.к. ведущая ось всегда хорошо загружена) требовательные к мастерству водителя и очень быстрые в умелых руках. Менее склонны к полной потере управления в заносе чем а/м из п.3.

5. Полный привод (4WD). Для краткости остановимся на автомобилях с задним (Porsche 911) и центральным (например Bugatti Veyron) расположением двигателя, т.к. именно о них был вопрос. При прочих равных, по сравнению с заднеприводными моделями у полноприводных менее высокая динамика за счет трансмиссионных потерь (два кардана и три дифференциала, вместо одного) и большей массы. Более высокая динамика и более безопасная управляемость на скользкой трассе. Все так же высокие требования к навыкам водителя.

Общий вывод: двигатель сзади у некоторых моделей спортивных машин потому, что такая компоновка позволяет более опытному водителю добиваться лучших результатов на трассе.

Он не сзади, а по центру. А вот у гражданских авто мотор бывает сзади. Это связано с распределением масс, что в спортивных авто очень важно. Центральное расположение мотора помогает сбалансировать машину 50/50, что дает большую легкость контроля над автомобилем.

Показать ещё 1 ответ
Ответить