неизвестно
Сергей Гуков
июнь 2016.
13343

Почему Новый год отмечается не в один день с Рождеством Христовым, если летоисчисление ведётся именно от этого события?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
6 ответов
Поделиться

Начало лет "от Рождества Христова" и начало года 1 января это две  разные системы отсчета, которые появились по отдельности и "склеились" в большинстве стран Европы относительно поздно, в XVI-XVIII веках. Римские папы, которые предложили в VI веке счет "от Рождества Христова" (систему Дионисия Малого), перешли на отсчет года с 1 января только в конце XVII века, лишь на несколько лет раньше Петра I и России.

Начало года 1 января пришло из римского гражданского календаря, из отсчета лет по правлению консулов (полномочия начинались 1 января). В христианскую эпоху счет "по консулам" продолжали, с перерывами, византийские императоры (до X века). Затем с XIII века новый год 1 января вводит, тоже по римскому образцу, немецкая Священная Римская империя, и отсюда, в конечном счете, идет современная традиция.

При этом 1 января имеет смысл и в христианском календаре тоже: праздник Обрезания Господня на восьмой день после Рождества. Дата "гражданского рождения" и присвоения имени ("По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус") - тоже логичная точка отсчета, не хуже, чем дата зачатия (Благовещение) или рождения (Рождество); правда, в церковных календарях она всегда была менее важной.

Вариант с отсчетом лет "от Рождества Христова" и отсчетом дней от 1 января был только одним из многих испробованных в христианском мире.  В исчислении лет соперничали два главных варианта: "от Рождества Христова" (западный) и "от сотворения мира" (восточный). В качестве первого дня предлагались, как основные альтернативы, две даты, связанные с рождением Иисуса - Благовещение (25 марта) и Рождество (25 декабря), и две даты создания мира: 1 марта как "первый день" и 1 сентября как финальный "шестой день". В церковном календаре (по крайней мере, в Русской церкви) новый год начинается по-прежнему в сентябре и "от сотворения мира", по календарю Юстиниана. В сентябре "гражданского" 2016-го начнется, соответственно, новый 7525-й год.  

21
-1
Прокомментировать

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, почему Новый год отмечается 1 января, а не 21-22 декабря -- день зимнего солнцестояния, т.е. истинная астрономическая дата начала нового годового цикла (хотя можно начинать и в день летнего солнцестояния, или в дни равноденствий).

Просто эти даты в календарях все условны.

И, да, Рождество Христово (25 декабря) привязано именно к 21-22 декабря, а не к Новому году. А Новый год был изначально тоже привязан к 21-22 декабря, но отодвинулся от этой даты гораздо раньше.

В принципе, логично было бы и Новый год и Рождество перенести к астрономической точке солнцестояния, но календари это огромная борода условностей договоренностей, на это никто не решится.

С другой стороны достаточно просто знать происхождение этих дат и пусть они будут в разное время, а мы будем их отмечать: 

-------------

Новый год считать с 1 января решил Юлий Цезарь (Юлианский календарь) потому, что 1 января было датой вступления в должность консулов.

А день на который назначили 1 января -- это первое новолуние после зимнего солнцестояния 46 года до нашей эры.

Новолуние здесь след традиции календарей ориентированных не только на солнечный, но и на лунный цикл, который и дал изначально понятие месяца.

25 декабря у римлян день Непобедимого солнца, день зимнего солнцестояния (на момент реформы Ю.Ц. совпадало, далее смещалось из за небольшой ошибки Юлианского календаря). Языческий праздник замененный новым праздником -- Рождество Христово. Изначально день рождения Христа не праздновался, дни рождения не праздновались в иудейской традиции.

На 21-22 декабря зимнее солнцестояние стало приходиться после реформы Юлианского календаря в Григорианский.

14
-3

По факту на вопрос вы не ответили 

0
Ответить

Хорошо, я добавлю информацию в ответ.

0
Ответить
Прокомментировать

Все довольно просто. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января было закреплено Гаем Юлием Цезарем в 45 г. до н.э., т.е. еще до рождения Христа. И христиане просто не стали менять дату празднования новолетия, привычную и устоявшуюся в той империи, в которой они жили.
Рождество вообще первоначально было совершенно отдельным праздником, исключительно в рамках этой религиозной группы, никак не связанным с Новым Годом, но позже из-за близости расположения дат почти слилось с ним в массовом сознании.  

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
0
Прокомментировать

Я полностью согласен с тем, что было бы гораздо лучше, если Новый год и Рождество Христово приходились на один и тот же день – и это было бы логичнее, поскольку ведется счет лет именно от Рождества Христова. Тут причины чисто исторические и богословские одновременно: в древнем Риме на конец декабря приходились праздничные дни –Сатурналии, связанные с зимним солнцестоянием и началом вхождения солнца в знак Козерога. Кроме того, 25 декабря римляне праздновали «день рождения непобедимого солнца» (Natalis Solis Invicti), поскольку именно на это число приходится первое удлинение светового дня. В IV веке по Рождестве Христовом, когда христианство сделалось сначала легальной, а потом и официальной религией Римской империи, прежний языческий праздник «непобедимого солнца» решили вытеснить новым праздником в честь Рождества Христа как непобедимого «солнца правды» и света миру. РПЦ до сих пор придерживается старого календарного стиля (как и Грузинская, Сербская и Иерусалимская церкви), 1 января по новому стилю неизбежно выпадает на постный период согласно Юлианскому календарю, отстающему от современного на 13 суток, а Рождество празднуется после Нового года, хотя естественнее было бы наоборот.

3
-2
Прокомментировать

Празднование Нового Года 1 января было установлено на почти полвека раньше гипотетической даты рождения Христа (в 46 г. до н.э.) Юлием Цезарем. Праздник этот был посвящен не столько приходу нового года, сколько двуликому богу Янусу (по некоторым представлениям от него пошли Старый Год и Новый Год - неизменные персонажи праздника). Христиане не стали менять дату этого праздника и просто пересчитали летоисчисление, начав его с, будем откровенны, довольно произвольной даты, о которой, кстати, до сих пор не могут договориться православные с католиками. 

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-6

Католики и православные не имеют разногласий по поводу даты рождения Христа. Просто большая часть причисляющих себя к православию (вернее, к РПЦ) таковыми не являются и не понимают, что Рождество и у них 25 декабря

0
Ответить

Таких христиан, которые передвигают подобные даты вполне можно назвать т. н. христиане. Для настоящих христиан дата рождения Христа не имела значения (в том смысле, чтобы её отмечать).

-2
Ответить

я их называю "православные, потому что русские". Т.е. они решили, что верят, а раз русские -- то православные. Хотя да, от православия только крестик...

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить