Можно ли сказать, что теория струн предсказывает гравитацию или это решение было выведено задним числом?

1 ответ

Да, так сказать можно.

Первоначально теория струн вообще воспринималась только как теория сильного ядерного взаимодействия, не более, так как некоторые разновидности колеблющихся струн напоминали свойства глюонов (частиц-переносчиков сильного взаимодействия). Однако в ней, помимо глюонов, имелись другие разновидности струнных колебаний, напоминающие другие частицы-переносчики какого-то взаимодействия, к глюонам никакого отношения не имеющие. Изучив свойства этих частиц, ученые обнаружили, что колебания эти точно совпадают со свойствами гипотетической частицы – гравитона – частицы-переносчика гравитационного взаимодействия. Таким вот образом в теории струн и появилась гравитация.

Вот что об этом пишет Брайан Грин (профессор физики и математики Колумбийского университета) в своей книге «Элегантная Вселенная»:

«Эдвард Виттен с гордостью объявил, что теория струн уже сделала впечатляющее и подтвержденное экспериментально предсказание: «Теория струн обладает замечательным свойством: она предсказывает гравитацию». Этим Виттен хотел сказать, что Ньютон и Эйнштейн разработали свои теории гравитации, так как наблюдения ясно показывали им, что гравитация существует и поэтому требует точного и непротиворечивого объяснения. Напротив, даже если бы физики, занимающиеся изучением теории струн, совершенно ничего не знали об общей теории относительности, они неизбежно пришли бы к ней в рамках теории струн. Благодаря существованию моды колебаний, соответствующей безмассовому гравитону со спином 2, гравитация является неотъемлемым элементом этой теории. Как сказал Виттен: «Тот факт, что гравитация является следствием теории струн, является величайшим теоретическим достижением в истории». Признавая, что «предсказание» правильнее было бы называть «послесказанием», так как физики дали теоретическое описание гравитации до появления теории струн, Виттен подчеркивает, что это просто историческая случайность. Какая-нибудь другая высокоразвитая цивилизация во Вселенной, фантазирует Виттен, вполне могла бы сначала открыть теорию струн, а уже после, в качестве ошеломляющего следствия, — теорию гравитации».

Пока гравитация не квантуется, она следствие искривления пространства. Разве нет?

Андрей, да. А я разве утверждала обратное? Гравитация - одно из четырех фундаментальных взаимодействий, и у нее, как и у остальных трех, есть частица-переносчик (пусть и гипотетическая), которая в теории струн появляется очень элегантно. Теория струн предсказывает эту частицу. В этом - кратко - суть моего ответа. Что-то другое я и не думала утверждать.