Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какова роль дирижера оркестра: разве музыканты не могут сами сыграть по нотам?

ТехнологииМузыкаКак это работает?
Андрей Ходотчук
  · 103,8 K
Музыкант, веб-разрабочик. Для вопросов "напишите код за меня" существует StackOverflow.  · 26 февр 2017

Во-первых, дирижер нужен для того, чтобы произведение звучало согласно своей эпохе и чтобы все музыканты играли про одно и то же, а не так, что арфистка играет про спокойное море, а струнники - про траурное шествие в конце второго действия Ромео и Джульетты. Оркестр сам с собой не договорится, а когда дирижер скажет, то так и будет.

Во-вторых, дирижер всегда (ну почти) показывает ритмическую сетку, почти всегда показывает вступления. Да, музыканты не тупые и сами считают, но: нужно вместе начать, вместе закончить; бывают места, где хрен ты сам посчитаешь.

В-третьих, это только современная попсятина идеально ровная, академическая же музыка изобилует изменениями темпа. Больше всего их в музыке романтиков. Само сабой 80 человек синхронно про себя одинаково не замедлят и не ускорят. Нужно, чтобы это делал кто-то один.

В-четвертых, игра с солистом (будь это игра с солирующим инструментом или, в качестве возведения в абсолют, опера, где солистов хоть пятой точкой жри, и все норовят показать, как они умеют вокализировать) - это чертово минное поле, в котором оркестровое сопровождение должно быть именно так, как написано. В смысле не раньше и не позже солиста. И вот этим ловцом солиста тоже выступает дирижер.

В-пятых, дирижер должен знать каждую партию (а их от пяти и до >40 может быть), следить, чтобы все партии шли по ритмической сетке вовремя, выстраивать балланс звука, и т.д.

_

Изначально, дирижеров не было, и оркестром управлял во время игры первый скрипач или клависинист. Потом появился капельмейстер - человек, который стоял перед оркестром лицом в зал и БИЛ ПАЛКОЙ ПО ПОЛУ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, отстукивая ритм! Первым лицом к оркестру повернулся Вагнер.

_

И на примере постановки новой оперы:

  1. Дирижер дает распоряжение библиотекарю найти такие-то ноты
  2. Изучает литературу касательно данного спектакля (либретто, историю написания, биографию композитора, изучает время, в котором разворачивается действие спектакля и т.д.)
  3. Затем он сверяет каждый экземпляр каждой партии с партитурой
  4. Проводит рояльные репетиции с солистами
  5. Проводит рояльные репетиции с хором
  6. Проводит репетиции с хореографами (если есть что танцевать)
  7. Проводит репетиции с оркестром
  8. Проводит сводные репетиции
  9. Дирижирует спектакль
    _

А еще дирижер является представителем оркестра: если есть какие-то проблемы - их решает дирижер, за оркестр заступается дирижер, лещей раздает дирижер, фестивали и конкурсы ищет дирижер.

В общем, дирижер - это не только выйти перед всем оркестром помахать, сорвать все апплодисменты и уйти с цветами.

Инженер по автоматике и электронике  · 20 мар 2015
Да, это возможно. С 1922 по 1932 год в Москве играл уникальный оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета). Он был создан именно для этой цели — стать первым оркестром без дирижера. Музыканты отлично справились с этой задачей, они профессионально исполняли свои произведения. Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у... Читать далее

Вспомнился по этому поводу замечательный фильм Федерико Феллини "Репетиция оркестра" (1978 г.)

Редактор сервиса  · 14 мар 2019
Дирижёр, прежде всего, является художественным руководителем коллектива. Во время репетиций он работает с... Читать дальше
Играющие смотрят и на ноты, и на дирижера. Я уже отвечал на этот вопрос здесь (поиск по слову дирижер). Дирижер - это как режиссер в театре, или в фильме. Он видит картину произведения в целом (а актер - только текст своей роли, музыкант - своей партии), и соответствующе строит спектакль или фильм, ставит акценты, задает и создает эмоциональную картину произведения... Читать далее
Дирижер - это человек, который управляет оркестром в целом. "Махание руками" помогает оркестрантам считать такты, и не потеряться в партитуре (которая может насчитывать сотни тактов в каждой своей части). Да, у оркестрантов есть ноты, у каждого свой кусочек общей партии оркестра. Но именно дирижер "слышит" все произведение в целом. От дирижера зависит, как будет... Читать далее
Дирижер, вокалист, сноубордист, велосипедист,  · 17 янв 2017

Здесь  несколько  причин.
1. Дирижер задает настроение. Лицом, движениями, эмоциями.
2. Сидя в оркестре редко слышно другие инструменты, поэтому  оркестранты ориентируются на картинку, а не на звук.
3. Почти в каждом произведении существуют места, где нет определенной точки. Эту точку ставит один человек-дирижер, а за ним идет оркестр.

По образованию Автоматизатор производств. По призванию программист, психолог и философ...  · 16 апр 2016

Он нужен что бы под него подстраивался оркестр. Он задает ритм и скорость и весь оркестр независимо от инструмента и части партии может ровнятся под одного человека что бы все сыграли правильно, вовремя и с нужным ритмом.

Собираю слова в красивые тексты  · 16 апр 2016
Оркестр состоит из профессиональных музыкантов и каждый из них действительно способен блестяще сыграть свою партию. Но оркестр - единый организм. Если каждый начнёт играть свою партию не придерживаясь заданной линии, настроения, громкости, то это будет просто шум.  Оркестр для дирижера - это инструмент, как для пианиста рояль. Каждое движение дирижера, взмах палочки... Читать далее
born to feel bad  · 26 мар 2016
Источник Прежде всего, дирижер отвечает за единую художественную трактовку произведения всеми музыкантами оркестра. Трактовка классической (в том числе старинной, современной, некоторой эстрадной) музыки — очень тонкая и своеобразная работа со своими традициями, новшествами, находками, нюансами. 30-100 участников оркестра никогда не договорятся о всех мелочах... Читать далее
Недосоциолог, занимаюсь образовательными проектами  · 14 мар 2016

Извините, я немного не в тему, но меня тоже мучили подобные вопросы, и однажды я наткнулась на прекрасную книжку: "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана. Там и про дирижера, и всех музыкантов вместе и по отдельности, и про шуточки, и про грустное. Очень живо, очень интересно. Хайли рекоменд, в общем.