Кто такой "Брахман" о соединении с которым учит Будда в тевиджджа сутре? Если это не Бог тот кто?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться
Вы имеете в виду вот эту сутту? Там про брахмана а не про Брахмана. :) То есть противопоставляется человек из варны брахманов, знающий три веды (и потому считающийся "человеком трех знаний"), и человек достигший просветления (арахант), который получает три высших духовных знания. 
Тут с одной стороны реальная, напряженная духовная работа (прилежный монах, достигший знания за счет практики) и оторванное от жизни книжное знание (человек имеющий высокое социальное положение и имеющий за счет этого доступ к священным книгам эти самые книги прочитал и думает, что он чего-то знает). Кроме того в очередной раз демонстрируется то, что брахманы не обладают монополией на мудрость. Буддизм был для древней Индии во многом революционным учением, так как признавал всех людей равными и отрицал варновую систему: во многих суттах вы увидите критику брахманов, например в Агганья сутте
2
0

Спасибо 

Есть просьба. Как вы это прокомментируете -

"Эта сутра (приведённая Вами) - из Палийского Канона, в нем можно найти отрицание личностного Бога, но не найти четкую позиции в отношении первопричины, то есть метафизики, и то, есть упоминания- ..В общем, тхеравадины бы легко отстояли свои позиции в этом вопросе (их кстати наверное и можно назвать атеистами). Метафизику мы найдём во "2 и 3 повороте колеса Дхармы" (только не надо в примеры дуг-па приводить, потому что в них от буддизма только название, я говорю про первоистоки.), а оттуда уже можно узнать про Ади-Будду -"извечный свет", не-рождённых дхиан-Чоханов... -это уже более эзотерическая часть буддизма, а отсюда (да и отовсюду, что сказал..) выходит, что буддизм отрицает личностного Бога и, если говорить про это, очень близок к пантеизму и Адвайта-Веданте."

0
Ответить

Могу говорить только за тхераваду: отрицание бога-творца, равно как и вообще существования какого-либо извечного бессмертного существа есть во многих суттах ПК (при том что боги просто как высшие сансарные существа в каноне упоминаются очень часто и в обрядах тхеравады есть ритуалы призвания богов). Если говорить философским языком, то ранний буддизм не про онтологию, он в основном про эпистемологию и экзистенцию :) То есть, грубо говоря, мы не размышляем о том, где находится начало мира, кто/что его создало и т.д., потому что, как замечал Татхагата, "ответы на эти вопросы не ведут к просветлению" :)

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить