Фотон Авдеев
июнь 2016.
1281

Когда появится мусульманский Мартин Лютер и каким будет исламский протестантизм?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
4 ответа
Поделиться

К идеям протестантизма (религиозный ревизионизм, sola scriptura - опора только на Священное Писание, отрицание необходимости посредника между человеком и Богом) в исламе ближе всего движение, получившее название салафизм, и в частности его ответвление - ваххабизм, последователей которого часто называют "пуританами ислама". Таким образом, мусульманским Мартином Лютером можно назвать Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Схожа и история появления обоих движений - как и Лютер, аль-Ваххаб был разочарован верованиями и обрядами, которые, по его мнению, не соответствовали учению, изложенному в священном тексте. И если для Лютера отправной точкой борьбы стали индульгенции, то для аль-Ваххаба - поклонение могилам святых.

Сергей Бардинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
0

С "посредником" только вы ошиблись. Все крупнейшие христианские конфессии признают, что "един посредник - Господь Иисус Христос".

-1
Ответить

Ну я имел ввиду земного посредника конечно)

0
Ответить
Прокомментировать

Рекомендую отрывок из книги Мухаммада Легенгаузена, хорошо высказавшегося по этому поводу:

Абсурдность исламского протестантизма становится еще очевиднее при анализе природы протестантской реформации в Христианстве и соответствующих различий между Христианством и Исламом. Христианские протестанты возражали против церковного утверждения, что церковь - единственное средство восхождения к Богу, потому что только ее священники могут исполнять определенные таинства, посредством которых достигается благодать. Напротив, протестанты утверждали, что Святой Дух может наполнить благодатью любого, зачастую являясь в экстатических состояниях, и они настаивали на прямой связи с Богом через наличие писаний, переведенных на живые доступные языки. Оппонируя католическому акценту на таинствах, Лютер провозгласил, что посредством одной лишь веры человек будет спасен. В Исламе, однако, улемы (религиозные ученые) не являются священниками. Их авторитет проистекает не из полномочия отправления таинств, но от знания закона. Благодать в Исламе стяжается не соучастием в таинствах, но полным преданием себя Аллаху в словах и делах, которые многократно упоминаются в Коране в одной связке:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного,
Клянусь временем!
Поистине, человек пропал,
Кроме тех, кто верит и творит благое,
Заповедовав друг другу истину,
Заповедовав друг другу терпение (Сура 103). 

Таким образом, почвы для протеста, имевшейся в Христианстве во время Реформации, попросту не существует в Исламе. Христианские протестанты бросили вызов авторитету Церкви утверждением, что благодать, приходящая от таинств, может быть достигнута в прямых личных взаимоотношениях с Богом, без необходимости посредничества священников. Ритуалы мусульман, с другой стороны, не подразумевают никакого священства. Отдельные индивиды исполняют пять ежедневных молитв, пост в месяц Рамадан, хадж, закят и произносят Свидетельство (шахаду), не испытывая необходимости в духовенстве. Функция улемов в этих, как и других религиозных вопросах – это толкование закона, т.е., объяснение, как исполнять молитвы, совершать хадж и т.д. Таким образом, будущие исламские протестанты не смогут вывести логическое обоснование своей протестантской революции. Они не могут возразить против того, что в улемах нет нужды для прямой связи с Богом, или для исполнения таинств, поскольку Ислам обладает более номической, нежели сакраментальной ориентацией. 

[...]

Исламский и христианский протестантизм имеют общее только в том, что оба ограничивают пределы сакрального ради расширения секулярного. Так что нам следует спросить себя, почему это произошло в христианском протестантизме и будет ли это подходящим для исламской почвы. Для восхождения секуляризма, последовавшего за протестантской реформацией, есть две главные причины, одна – теоретическая, и другая – практическая. Теоретическая причина – это акцент на вере в противопоставление деяниям, уже упомянутый выше. По мере того, как религия становилась все более личностной, общественная сфера становилась все более секуляризованной. В Исламе такой же вид разделения на общественное и личное не проявляется, поскольку акцент на имане (вере) не рассматривается в контрасте с акцентом на деяниях, но как попытка пройти дальше требований закона в сопровождении деяний, превышающих требования долга, которые также определены законом. Короче, нет смысла обходить важность закона, будучи поборником веры. Практической причиной становления секуляризма было размножение протестантских сект. По мере упадка силы Церкви, не было ни единой протестантской альтернативы, несмотря на то, что на локальном уровне некоторым удалось достичь политического могущества, как в кальвинистской Швейцарии и англиканской Англии. Немедленным следствием вакуума власти была религиозная война, и религиозные христиане во множестве принимали либеральный секуляризм после Реформации как путь избежания непрестанных схваток. И опять мы не находим аналога в Исламе, и снова – по причине центральности закона. Войны между мусульманами обычно велись по причине разногласий по вопросу, кто должен исполнять закон, в то время как разногласия по поводу того, какой закон должен применяться, были минимальны. Сама мысль об ограничении сферы шариата была неприемлема до тех пор, пока британцы не предприняли попытку замены закона Бога законом короны на мусульманских землях, попавших под их имперское управление. В любом случае, ни теоретические, ни практические причины восхождения либерального секуляризма неприменимы в случае Ислама, будь то в Иране, Алжире, Судане или любой другой мусульманской стране.

5
0
Прокомментировать

Ризауддин Фахруддин в журнале "Шура" (1911, №13) сравнил с Лютером Ибн Таймию. Он считает, что они схожи тем, что призывали к реформам. Однако их различие заключается в том, что один из них прожил жизнь довольно сносно, а второй был подвержен лишениям и трудностям. И вообще, Риза казый считал, что ибн Таймия намного выше Лютера и по многим другим показателям. 

2
0
Прокомментировать

Ну, вообще говоря, уже есть. Та же идея, что пришла в голову Лютеру, и породила протестантизм (непосредственный контакт верующего с Богом, помимо иерархии клириков, полная и исчерпываюшая истина - только в св. Писании), в исламе породила суфиев. Так что можно считать (с определенной натяжкой, но все же), что суфизм - это и есть исламский "протестантизм".

6
-8

Суфизм - это мусульманский исихазм 

+3
Ответить

И суфии очень вольно трактуют Коран.

0
Ответить

Верно. Но и протестанты зачастую крайне вольно обходятся с христианскими основами. В деталях, разумеется, сходства нет, но начали они, и протестанты и суфии, как мне кажется, из одной общей мысли.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

"Но и протестанты зачастую крайне вольно обходятся с христианскими...", -- а точнее, кто именно и каким образом?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить