Какова роль религии в развязывании Тридцатилетней войны?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Оу, этому был посвящен целый спецкурс у нас на Историческом факультете. 

На самом деле роль религии была огромна! Традцатилетнюю войну называют последней войной за веру. И это, отчасти, правда. 

Тридцатилетней войной заканчивается длительный период религиозного раскола начавшийся с 1510-х годов, когда выступление саксонского проповедника Лютера было поддержано рядом немецких князей.

Императору Карлу V не удалось победить лагерь протестантов в Шмалькальденских войнах и уже его приемнику Фердинанду I пришлось подписывать Аугсбургский религиозный мир. Однако, существовала проблема. В нем прописывались права католиков, протестантов и не прописывались права сторонников учения Кальвина. Кальвинисты в результате были теми, кто в наибольшей степени был заинтересован в пересмотре Аугсбургской системы.

Впрочем, католиков и лютеран она тоже не удовлетворяла. Одни мечтали о полной победе над папизмом, другие об искоренении лютеровой ереси.

В конечном итоге это привело к глобальному конфликту, который стал одним из самых трагических в истории Европы.

Впрочем, нельзя говорить, что религия была единственным фактором. Так властелин Баварии мечтал о том, чтобы войти в коллегию князей-выборщиков, которые избирали императора. Дания оспаривала северонемецкие земли. Швеция мечтала превратить Балтийское море  во внутреннее озеро. Франция не оставляла попыток вставить палки в колеса Габсбургам.

Все эти причины были важными. И все способствовали конфликту. Однако религиозный фактор был основным.   

5
0

простите невежду, а разве кальвинисты -- это не частный случай протестантов?

или это сейчас так, а ранее протестантами считали только лютеран?

0
Ответить

Частный случай протестантов. Да. 
Сначала Реформацию начал Мартин Лютер. Его учение легло в основу новой Евангелической церкви (именно таково самоназвание лютеран. Слово "Лютеране" изначально было презрительной кличкой, данной католиками).
Затем швейцарский реформатор Ульрих Цвингли решил, что Лютер не до конца последовательно провел реформу и призвал ее углубить и расширить. Этого не принял Лютер. Цвингли погиб. Но дело его, что называется, жило. К аналогичным выводам, что и швейцарец, пришел француз Кальвин. Он также считал, к примеру, таинство причастия не таинством, а символическим актом, воспоминанием о  Тайной вечере, а не буквальным вкушением крови и плоти христовой. Это было никак невозможно для лютеран. 
От этого  и шел конфликт. 
Поэтому да - кальвинисты и лютеране это две ветки протестантизма

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить