Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что сейчас происходит с камнерезным искусством в России?

ОбществоИскусство и культура+2
Daria Demekhina
  · 1,1 K
ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля, хранитель коллекции Фаберже, куратор...  · 10 июн 2016

В России есть две главные камнерезные школы – в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге. Камнерезное искусство у нас на хорошем уровне, к нему есть внимание.

В Петербурге многие годы проводится выставка «Мир камня», в ее рамках в Манеже устраивали конкурс «Петербургский ювелир». В Петербурге любят камнерезное дело, там замечательные мастера: Сергей Фалькин, Антон Ананьев, Ярослав Ксенофонтов, Сергей Шиманский, Слава Тулупов и другие. Каждый из них славится чем-то своим: кто-то режет цветы, кто-то делает миниатюрную пластику. Коноваленко для них послужил связующим звеном с той давней дореволюционной традицией, то есть они пришли не на пустое место. Уже существовала камнерезная традиция СССР, поднятая Коноваленко практически из ничего.

Еще, конечно, Екатеринбургская школа. Стоит назвать компанию “Святогор”, которая работает с истинным размахом. В Иркутске также развивается школа. Прекрасная школа в Перми: там работает замечательный художник-анималист, мастер Анатолий Овчинников, правда он режет из мягкого камня. Андрей Ступаченко - хороший мастер-камнерез в Москве. Всех даже сложно перечислить.

Я считаю, наша школа сильная и едва ли можно с ней кого-то сравнить. Я не специалист по западному современному искусству, но думаю, что наши дадут 100 очков вперед. Это наша коренная тема. В России до революции работали крупнейшие гранильные предприятия, например императорские фабрики — Петергофская, Екатеринбургская, Колыванская шлифовальная фабрика. У Фаберже была мастерская скульптуры по камню, были кустари. Никто не мог конкурировать с нами.

Если кто-то хочет почитать и побольше проникнуть в тему камнерезного искусства, посмотрите каталог, подготовленный для выставки о Василии Коноваленко в Музеях Кремля в 2016 году. Читатель почерпнет информацию о традиции, о роли Коноваленко, в ее продолжении, там опубликованы избранные вещи Денисова-Уральского и К. Фаберже. Но если человек хочет углубиться в тему о русском камнерезном искусстве, то я бы порекомендовала и другой каталог: в 2011 году у нас была выставка в Успенской звоннице, которая называлась «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Там представлены произведения, начиная с 18 века — шедевры Екатерингбургской и Петергофской фабрики, но в основном, в поле зрения находятся А.Денисов-Уральский и К.Фаберже. Впервые полностью на русском языке в этом каталоге опубликована вся серия «Воюющие державы», являющаяся примером созидательной фантазии и виртуозного мастерства российских камнерезов.