Daria Demekhina
июнь 2016.
3538

Почему многие художники СССР в 1980-х годах эмигрировали в США, как, например, Василий Коноваленко?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Возможно, Василию Коноваленко не хватало свободы творчества. Он не хотел делать Ленина. Ему не дали сделать выставку в Кремле. И потом не каждый забудет уголовное дело. Может быть, захотелось понять, как там жить, как работать в отсутствие дефицита материалов. Но он недолго прожил: камень отнял жизнь. Он эмигрировал в 1981, а умер в 1989. 
Работ сделал много, около 40, больше чем за все предыдущие годы. В США он успел сделать работы на те темы, на которые он хотел, но в СССР не мог себе позволить, например, «Заключенные» Гулага. На американскую тему у него была только одна скульптура — “Золотоискатели”. 
Его коллекции в Денвере (в Музее природы и науки) посвящен целый зал с 20 скульптурами. Его в личные коллекции покупали крупнейшие американские бизнесмены — Сильверстайны, Коэны.

Но даже когда Коноваленко эмигрировал в США, он не расставался с русской темой, он, конечно, не мог забыть родину, где прошла его молодость, где он сумел стать известным, востребованным художником и мастером, любимым многими. Даже в эмиграции он изображал старуху-пряху, бражников, русскую баню, рыбалку. Василий Васильевич показывал свою версию дружбы народов, неофициальную. Увидеть и сравнить американские и советские работы вы сможете на выставке, которая проходит в Музеях Московского Кремля «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня». С 1 июня по 31 августа 2016г. Коноваленко представлен очень разносторонне. Мы показали его и как камнереза, и как скульптора, создававшего бронзовые скульптуры, и как художника-сценографа, талантливого графика. Это выставка, по сути, первая его большая ретроспектива. 

17
-2

История Коноваленко скорее типична для всех эмигрантов. Большинство художников в 80-е заканчивали в нищете если не хотели или не могли прилепиться к госзакзу, в принципе в современное время мало что изменилось, просто стало больше свободы для творчества. У меня подруга в свое время по тем же принципам уехала к отчиму и осталась. Травлю устраиваемую властями и сослуживцами на "предателей родины" выдерживали не многие в те времена.

0
Ответить
Прокомментировать

Дело в том, что советская власть контролировала и ограничивала деятельность всей творческой интеллигенции - художников, музыкантов, писателей. Все творения должны были быть "идеологически правильными": ни в коем случае не критиковать текущий режим, а желательно и восхвалять. Кроме того, были случаи пресекания новаторских веяний, т.е. "какофония" и "мазня" не приветствовались. По большему счёту, в художников тогда было 2 варианта: плясать под дудку власти или еммигрировать. Естественно, многие выбирали второй вариант. В эти годы многие артисты даже нелегально оставалися в странах, где они гастролировали, организовав этим т. н. категорию "невозвращенцев".

1
0
Прокомментировать

Я в июле этого года был на выставке работ Коноваленко в Кремле. Очень понравилось, хотя я человек далёкий от искусства и про этого скульптора никогда не слышал раньше. Кстати на выставке показывают документальный фильм про автора работ, там подробно рассказывается, почему он уехал из совка.

0
0
Прокомментировать

Сталин и правительственный комитет ставили границы художникам, писателям, музыкантам и другим, чтобы те не пропагандирывали расовую дискреминацию и не осуждали правительство по разным политическим проблемам.

Соответственно они нуждались в творческой свободой, а Америка лучший выбор для проявления своих искусных навыков.

0
-1
Прокомментировать
Ответить