Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему важно знать работы художника Василия Коноваленко?

Искусство и культураМузеи московского кремля
Daria Demekhina
  · 6,5 K
ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля, хранитель коллекции Фаберже, куратор...  · 10 июн 2016

Василий Коноваленко сделал почти невозможное. В середине прошлого века практически в одиночку он возродил сложнейшую технику объемной мозаики из твердых самоцветных камней (яшмы, халцедона, родонита, лазурита), которой так славились русские камнерезы конца 19-начала 20 вв. 
 Подобные фигуры делали фирмы К. Фаберже и А. Денисова-Уральского. 
После революции традиция прервалась. Уральские коллеги справедливо говорят, что были эксперименты с объемной мозаикой на Урале — конечно, это каменный пояс, центр камнерезного дела. Были отдельные студенческие эксперименты под руководством мастера Татаурова, работавшего до революции на Императорской гранильной фабрике в Екатеринбурге . Это происходило в советское время после войны, что свидетельствует об огромной любви к камню: только прошла война, еще не восстановилось хозяйство, а на Урале уже открыли камнерезную школу, ныне Уральский техникум “Рифей”. Там Татауров со студентами делал объемные мозаики, но это и ограничилось студенческими работами. Коноваленко же на протяжении тридцати лет создал целую серию работ, насчитывающую многие десятки сложнейших в изготовлении скульптур.

Это было крайне сложно, никто его не учил. Коноваленко дошел своим умом и талантом – так бывает.

По образованию он художник-сценограф. Закончил художественное училище в Донецке. Будучи подростком, работал бутафором в Донецком театре. Он многое постигал в театре, где делал все – костюмы, сценические задники. Родился в простой семье в селе, ребенком рисовал угольками на беленой стене хаты. Получил правильное образование, родители увидели в нем жилку. В двадцать с небольшим лет выиграл конкурс в Мариинский театр. Работал там со знаменитым художником Симоном Вирсаладзе. Уйдя оттуда, стал самостоятельным художником театра с именем (прежде всего на Украине), стал ставить спектакли, такие как известный балет “Каменный цветок”. Увлекся структурой минералов и захотел сделать свой каменный цветок, как Данила-мастер. С конца 1950-х годов стал создавать самоцветные скульптуры (это когда каждая деталь — фигура, волосы, зубы — вырезается из отдельного камня и затем соединяется вместе); в Петербурге это называют блокированной скульптурой, на Урале — объемной мозаикой).

Это стало делом жизни, он ушел от сценографии и сосредоточился на создании скульптуры. Другая его заслуга в том, что он создал галерею образов, которая шла вразрез с руслом всего советского искусства. Ему удалось вне зависимости от обстановки создать те образы, которые были интересы ему лично.

надо же, как интересно (: