Денис Исаев
июнь 2016.
47891

Почему в образе дьявола используется козел, с чем связан этот выбор?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
21
10 ответов
Поделиться

Уже упоминалось в ответах про связь образов Дьявола и Пана. Расскажу немного шире. 

В любом культе есть разделение на солярные образы и хтонические. Солярные привязаны к Солнцу, свету, небу и душе. Хтонические - к Земле и природе, как следствие, к плодородию и смерти. Христианская культура ставит во главе дух. Все светлые образы в ней связаны с небом, добром и богом, а земные, соответственно, со злом и дьяволом. В политеистических религиях такого чёрно-белого разделения не было.

Козёл всегда ассоциировался с хтоническими божествами и был символом силы и плодородия. Славянский Велес - "скотий бог" - отвечал за успехи в охоте и животноводстве, попутно являлся богом загробного мира и плодородия, часто фигурировал в образе козла. Именно от него такой персонаж появился у скоморохов (к слову, последователей языческих волхвов), Козёл - символ скандинавского бога грозы - Тора. Само его имя - Thur - родственно славянскому "тур" - рогатый зверь, бык. Греческий Фавн - с козлиными ногами, как и его свита. Валлийский Цернуннос - с рогами то ли оленя, то ли козла. Всё это хтонические боги, культ которых тесно связан с охотой, природой и сексом.

Христианство, взяв заботу о спасении души, понятное дело, записало все рогатые образы, олицетворяющие силу, храбрость и плотскую любовь, в резко отрицательные. Дьявол, как искуситель, подобрал хтонические атрибуты себе. Обзавёлся женским торсом, козлиной головой, копытами, хвостом, тем самым объединив в себе всех языческих "земельных" богов.

Надо отметить что такой вид дьявола сформировался сравнительно недавно и чисто в ходе борьбы с прочими религиями. До этого рога фигурировали в позитивном русле, например, у ветхозаветного пророка Моисея.

99
-4

спасибо вам за интересный ответ

+2
Ответить

Пожалуйста! Мне самому было когда-то чертовски интересно, с чего это падший ангел обзавёлся рогами да копытами)

+9
Ответить

У Моисея рога по ошибке переводчиков. На иврите слово из букв каф-рейш-нун означает и рога и лучи.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

Имеет смысл немного добавить... При экстрасенсорном восприятии мира поля человека с мощной энергетикой приобретают иные очертания по сравнению с обычным человеком. Из-за сильных энергетических полей в ауре появляются мощные лучистые отростки. Это чем-то напоминает рога. У признанных святых это изображается прямыми лучами света,  хоть на самом деле эти лучи искривлены, но не хаотически, а по определённым гармоничным законам. Скругление рогов ближе к истине, чем строго прямые лучи. Т.к. исторически деятельность церкви шла в разрез с настоящим духовным развитием, то подобное совершенствование в области усиления энергетической силы человека противоречило церковным намерениям. Отсюда и попытка дискредитировать людей с повышенной энергетикой. А ведь именно такое повышение энергетики и является постепенным путём к тому, что святостью называется.

0
Ответить

Забавное объяснение, но не верное... Образ козла как символа грешника появился ещё в Евангелии, а уж те, кто писал Евангелие вряд ли думали о Велесе или Торе...

0
Ответить

Хочу добавить свои остаточные знания. Вроде бы есть еще связь с древнегреческим богом плодородия и плодовитости Паном, тоже с рогами, которого по той же причине причислили к злым силам, а также с жертвоприношением козла, то есть "козла отпущения" грехов.

0
Ответить
Прокомментировать

У этого образа есть несколько основных источников.

Первый источник - ветхозаветный, он относится к истории про "козла отпущения" из книги "Левит", гл. 16. Это очень туманное место Библии. История такая: "И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения". Козла, который "для Господа", потом следовало принести в жертву, а со вторым всё было сложнее: "И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню".

Но это в русском переводе. Вообще же, трактовка пассажа "для отпущения" является спорной. В оригинале тут употреблено слово, которое может быть переведено как имя Азазель, тогда получится "один для Господа, а второй - для Азазеля". Именно так это переводится, например, в английском издании Библии New Revised Standard Version. Поскольку слово Азазель в иудаизме стало рассматриваться как имя демона, противника Бога, "козёл, посвящённый Азазелю", стал рассматриваться как символ демонического начала.

Второй источник - новозаветный. В Евангелии от Матфея (25:31-33) присутствует знаменитая фраза, описывающая Судный День: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую". Здесь овцы и козлы используются как символы добродетельных и злых людей. В богословии это интерпретируется так, что козёл является символом гордыни, поскольку он всегда ведёт за собой стадо, а овцы - символ смирения. Это уже связано с особенностями сельского хозяйства: для управления отарами овец пастухи используют козлов, которые в отаре исполняют функции вожаков и позволяют пастуху управлять овцами.

Третий источник - античная религия. Большинство "демонов" христианства и иудаизма являются переработанными образами божеств политеистических религий, объявленных в иудаизме и христианстве злыми духами. Образ существа с козлиными рогами и/или ногами - не исключение, достаточно вспомнить образы сатиров, Фавна, Пана.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
48
-1
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Образ, представленный на прикреплённой картинке -- Бафомет, бывший, как считается, основой религии и ритуалов ордена Тамплиеров. Дьяволом он был объявлен Инквизицией в 14 веке. Однако, не факт, что у Тамплиеров он представал именно в этом образе.

Бафомета с головой козла, телом женщины, копытами и крыльями изобразил Элифас Леви уже в 19 веке, как карту "Дьявол" из колоды таро.

Возможно, козёл выступал в роли жертвоприношения в некоторых ритуалах, так что его голова просто по воле случая оказывалась в месте служения Бафомету.

К слову, советую почитать статьи по теме, это очень даже интересно и может некоторым образом прояснить некоторые религиозные вопросы.

Денис Крахмалёвотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
-3

Бафомет, бывший, как считается, основой религии и ритуалов ордена Тамплиеров. Дьяволом он был объявлен Инквизицией в 14 веке. Однако, не факт, что у Тамплиеров он представал именно в этом образе.

Кем считается? Именно инквизиция и приписала Бафомета тамплиерам. Под пытками члены ордена признались.

Так что, скорее всего, он вообще ни в каком образе у тамплиеров не представал. И уж, во всяком случае, не является общепринятой точка зрения (не считается), что он был основой религии и ритуалов ордена.

+12
Ответить
Прокомментировать

На вопрос прямо не отвечу, просто подброшу справочной информации. В Библии козлы олицетворяют неправедных людей, которые в день суда будут стоять по левую руку от Иисуса (Мф.25:33): "и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую". 

В книге пророка Иезекииля (34:17) козлы служат символом нечестивых и неверных вождей народа (так же и в книге пророка Захарии 10:3: "На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу"). 

И еще упоминание из Ветхого Завета: в книге пророка Даниила (8:5-14,21,22) козел символизирует греко-македонскую империю Александра, которая после его смерти распалась на четыре отдельных царства, что показано в видении о выросших у козла четырех рогах.

9
-1
Прокомментировать

Это лютая средневековая смесь из древнегреческой и древнееврейской мифологии, объединившая Азазель с Паном. В дохристианских праздниках вообще часто использовалась символика козла и на праздники в него рядились. Оттуда например у нас выражение "отставной козы барабанщик", коза это роль одного из скоморохов. Учитывая, что церковь в те времена боролась с этим наследием, награждая его демоническим смыслом (что правда, козлоногий Пан все-таки символ животного начала), получаем образ ацкого сотоны.

8
-2
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью