6 ответов
Поделиться

Цыгане принимают религию той страны, где они находятся и где они проживают достаточно долгое время. В настоящее время, насколько я знаю, есть и те, кто исповедует ислам и те, кто исповедует христианство (таких большинство потому, что много цыган проживают в России, Румынии, Венгрии, Молдавии. В целом в Европе проживают цыгане-католики, протестанты, православные и мусульмане. Сейчас Европа сама по себе очень многообразна, поэтому нельзя говорить о какой-то монолитной картине.

Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди. У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное – это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются. В конце XX века и сейчас довольно интересным явлением стало обращение цыган в протестантизм, с этим я сталкивался. И в России, и в Европе цыгане становятся очень харизматичными проповедниками в общинах пятидесятников, харизматов, из них же получаются очень хорошие миссионеры, в то время как в других религиях: православии, католицизме, исламе – каких-то религиозных деятелей из числа цыган я не припомню. Роль цыган в харизматических церквях такова отчасти потому, что им эмоционально близко богослужение, музыка, все экстатическое, связанное с песнями – это цыган также привлекает в протестантизм. В богословском смысле цыган может привлекать простота вероучения, а также проповедь личного, живого Бога, который помогает человеку в жизни и в конкретных делах, Бог здесь выступает еще и в роли друга и брата. Но это может привлекать не только цыган в протестантство.

При этом цыгане проходят обряд крещения (в России большинство крестятся в православной церкви, а у многих есть и православные иконы в домах). Но это не означает, что они являются активными прихожанами. А если человек становится членом протестантской церкви, то это накладывает на него большие обязательства уже потому, что в этой церкви больше требований. Посещение богослужений каждое воскресение, плата десятины, поддержка общины. Поскольку у цыган очень крепки семейные узы, то конфликты здесь могут возникать. Обратившегося в протестантизм семья может считать предателем, предателем своей веры, своей семьи, но иногда в протестантство обращается один человек, а за ним и вся семья. Но говорить конкретно трудно, так как исследований о религиозности цыган в целом в мире я не видел, и, по-моему, таких исследований не было. 

67
-10
Прокомментировать

Вот что писал советский цыганский лингвист и этнограф Лекса Мануш (Александр Дмитриевич Белугин, 1942 – 1997) в своей статье «Культ Шивы и цыгане», опубликованной в №6 журнала «Советская этнография» за 1979 год.

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о .том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что врелигиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем — полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.

Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.

Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов — сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma ~ domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских — rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным — rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
36
-2
Прокомментировать

За всех цыган не могу ответить, но отвечу за свою семью и за друзей семьи: в основном христианство. Да и для примера, в большинстве фильмов, взять даже самый популярный "Большой куш", у цыган можно обнаружить атрибутику христианской религии: кресты, татуировки, иконы и так далее.

23
-1

"Ненавижу, блять, цыган".

+14
Ответить

Татуировки символ христианства?

+4
Ответить

В "Большом куше" были ирландские цыгане, т.н. "шельта". Они не те цыгане, к которым мы привыкли. Шельта - это кочевой народ ирландского происхождения.

+19
Ответить
Ещё 2 комментария

В фильмах Эмира Кустурицы цыгане христиане

+1
Ответить

Татуировки сами по себе– нет. Но если они изображают Распятие Христа или Тайную вечерю, то едва ли их можно причислить к чему-то иному. 

+5
Ответить
Прокомментировать

Когда была в Румынии, на экскурсии, по дороге в Брашов и Бухарест, нас специально провезли через цыганское кладбище, как местную достопримечательность. 

Кладбище было однозначно христианское (с крестами), но в отличие от наших - тоже не самых аскетичных - поражало своей нарядностью и различными дизайнерскими решениями. Поразили огромные склепы, размером с дом.

Рассказывая о траурных обычаях румынских цыган, экскурсовод проиллюстрировал их поговоркой, мне понравилась и запомнилась: "цыгану нужно очень много места, чтобы жить, но еще больше, чтобы умереть". 

И кстати, румыны - они совсем не цыгане. 

9
-1
Прокомментировать

Пестрые у цыган не только наряды, но и, как оказывается, религиозные взгляды. В России они в основном христиане. Проживая на других территориях, они исповедуют веру местного населения. Так что есть среди них представители самых различных религий.

Хотя я думаю, большинство из этих людей не особо религиозны, иначе, они бы не стали воровать и продавать те же самые наркотики. Их объединяет не религия, а менталитет и обычаи.

9
-3

на самом деле, члены ОПГ и наркоторговцы, в частности, - очень религиозные люди

0
Ответить

По поверьям цыган Бог разрешил им воровать, так как цыган украл один гвоздь, которым должны были распять Христа. Есть и другие версии, почему они воруют и обманывают, но сводятся они к тому что Бог разрешил их народу это делать. 

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить