Alexander Grothendieck
июнь 2016.
836

Действительно ли в СССР в 1939-55 гг. существовал метод повышения эффективности экономики (МПЭ), и если да, то в чем он заключался?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Для наглядности и понимания того, почему ориентация предприятия на снижение издержек и повышение производительности является гораздо более эффективным чем ориентация на стоимостной показатель. Я буду применять округлённые и кратные 10 цифры. На примере государственного заказа – ученические парты. Как происходит процесс планового снижения цен.

Задача государства – обеспечить школы партами.

Требование к изделию – минимальный срок комфортной эксплуатации парты – 20 лет. Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям строения детского организма, санитарным нормам, травмобезопасность, удобство эксплуатации, снижение утомляемости.

Производство: За основу взяли научное обоснование учёного гигиениста Эрисмана по чертежам предоставленным научно-исследовательским институтом, материал – фанера (держит саморез лучше, чем массив дерева и не трескается со временем).

Бригада из 10 рабочих за 1 смену способна изготовить 1 парту. В месяц это будет 30 парт. Плата за труд из расчёта покрытия основных потребностей и в соответствии с квалификацией - 10 рублей в месяц, следовательно, составляющая ЗП в парте - 3,3 рубля. Сырьё предоставляется государством не по аукциону, а на основании расчётов потребностей производства. Упростим для наглядности. За 30 парт государство выплатит 100 рублей, что и составит её цену. Государство в течении года будет приобретать производимые парты чтобы обеспечить школы, однако задача производства - повысить производительность труда.

Один из десяти рабочих бригады придумал то, как увеличить производительность труда без увеличения его интенсивности, сохранив эксплуатационные характеристики.

Рационализатор защищает своё ноу-хау, и они тут же внедряют это в производство. Бригада получает премию в 100 рублей где 50 рублей - автору и 50 рублей остальным 9ти работникам в бригаде. Теперь производительность не 1 парта в смену, а 2 (или 60 парт в месяц), при этом интенсивность труда не увеличилась и новый раскрой листа фанеры снизил количество отходов, что так же привело к снижению издержек и замене некоторых деталей с фанерных на ДСП без ухудшения характеристик. Доля ЗП в одной парте всё те же 3,3 рубля. Государство выкупает произведённый объём. Работники получили премии к своим 10 рублей в течении месяца. В конце года вместо 360 парт имеем 720, предприятие в течении года получило потребительских рублей не 1 188, а 2 376. где 1 188 рублей - сверхприбыль за перевыполнение плана. Теперь разделим часть суммы, (188 рублей) на коллектив всего предприятия (20 человек) и в конце года все получаю т ещё по 9,4 рубля. Оставшаяся 1000 рублей – это средства фонда общественного потребления, из которого будет строится жильё для рабочих предприятия, детски сад, клуб, но с определением первоочерёдности покрытия потребности. Но и это ещё не всё.

Государство проводит инвентаризацию и выявляет, что производство парт (в единицах товара) увеличено в разы, а это значит школы сильно раньше плановых показателей получают новые парты.

Плановый показатель пересматривается в сторону увеличения и теперь в месяц уже нужно делать не 30 парт как ранее, а 60. Заработная плата всё та же - 10 рублей в месяц. Однако парта стала стоить теперь уже не в 3,3 рубля, а 1,65 рубля. Государство, по итогам прошедшего года (весною следующего) заявляет о снижении цен на парты. Далее картина повторяется и теперь уже бригада за смену делает не 2, а 4 парты (или 120 штук в месяц), При этом Ноу-хау завода постоянно переносятся на прочие остальные предприятия, при том, что премии получают только заводы-новаторы. Возросшего объёма производства становится достаточно, однако рационализаторская деятельность всё равно не унимается, между предприятиями, внедрено социалистическое соревнование (не путать с конкуренцией), в бригадах сильно ценят сообразительных и квалифицированных работников, в процесс рационализаторства вовлекается всё больше людей, в итоге получается снижение цены с ростом производительности. Поскольку такая схема внедрена и на других производствах, то прибавочная стоимость обобществляется и теперь на те же 10 рублей зарплаты в месяц можно купить больше товара, соответствующего качественным характеристикам, установленным на основе научного исследования.

Государство выходит на показатели воспроизводства сырья, но, чтобы избежать перепроизводства, принимается решение сократитьвремя работы в двое при сохранении заработной платы. Теперь смена длится не 8 часов, а 4 часа, при той же заработной плате в 10 рублей в месяц, далее требуется снижение возраста выхода на пенсию. Парты сильно подешевели. Они теперь стоят очень дёшево, обладает заданными эксплуатационными характеристиками, имеем экономию по ресурсу, имеем развитие науки, рост уровня жизни и благосостояния, имеем рост качества жизни, увеличивается свободнее время, человек занимается самосовершенствованием, получает политехническое образование и т.п.

9
0
Прокомментировать

То, что называют методом повышения эффективности экономики, принятым в 1939 году, в СССР в том или ином виде существовало всегда.

Вкратце он заключался в следующем (байка основана на реальных событиях):

Завод по производству карандашей. Идёт рационализаторское совещание. Рассматриваются различные варианты повышения экономической эффективности.

Один молодой инженер вносит предложение: Последние 30 мм карандаша никогда не используют до конца, а грифель идёт на всю длину карандаша. Можно сократить длину грифеля на 30 мм, будет экономия на грифеле. Решение принимают, инженера премируют.

Спустя год на том же заводе идёт очередное рационализаторское совещание. Опять рассматриваются различные варианты повышения экономической эффективности.

Инженер вносит новое предложение: В последних 30 мм карандаша нет грифеля. Значит можно уменьшить размер карандаша на эти 30мм, чтобы сэкономить на древесине.  Решение принимают, инженера премируют.

11
-5

Ложь, прежде чем писать вот эту чушь, изучите вопрос. Пример метода повышения эффективности.

Для наглядности и понимания того, почему ориентация предприятия на снижение издержек и повышение производительности является гораздо более эффективным чем ориентация на стоимостной показатель. Я буду применять округлённые и кратные 10 цифры. На примере государственного заказа – ученические парты. Как происходит процесс планового снижения цен.

Задача государства – обеспечить школы партами.

Требование к изделию – минимальный срок комфортной эксплуатации парты – 20 лет. Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям строения детского организма, санитарным нормам, травмобезопасность, удобство эксплуатации, снижение утомляемости.

Производство: За основу взяли научное обоснование учёного гигиениста Эрисмана по чертежам предоставленным научно-исследовательским институтом, материал – фанера (держит саморез лучше, чем массив дерева и не трескается со временем).

Бригада из 10 рабочих за 1 смену способна изготовить 1 парту. В месяц это будет 30 парт. Плата за труд из расчёта покрытия основных потребностей и в соответствии с квалификацией - 10 рублей в месяц, следовательно, составляющая ЗП в парте - 3,3 рубля. Сырьё предоставляется государством не по аукциону, а на основании расчётов потребностей производства. Упростим для наглядности. За 30 парт государство выплатит 100 рублей, что и составит её цену. Государство в течении года будет приобретать производимые парты чтобы обеспечить школы, однако задача производства - повысить производительность труда.

Один из десяти рабочих бригады придумал то, как увеличить производительность труда без увеличения его интенсивности, сохранив эксплуатационные характеристики.

Рационализатор защищает своё ноу-хау, и они тут же внедряют это в производство. Бригада получает премию в 100 рублей где 50 рублей - автору и 50 рублей остальным 9ти работникам в бригаде. Теперь производительность не 1 парта в смену, а 2 (или 60 парт в месяц), при этом интенсивность труда не увеличилась и новый раскрой листа фанеры снизил количество отходов, что так же привело к снижению издержек и замене некоторых деталей с фанерных на ДСП без ухудшения характеристик. Доля ЗП в одной парте всё те же 3,3 рубля. Государство выкупает произведённый объём. Работники получили премии к своим 10 рублей в течении месяца. В конце года вместо 360 парт имеем 720, предприятие в течении года получило потребительских рублей не 1 188, а 2 376. где 1 188 рублей - сверхприбыль за перевыполнение плана. Теперь разделим часть суммы, (188 рублей) на коллектив всего предприятия (20 человек) и в конце года все получаю т ещё по 9,4 рубля. Оставшаяся 1000 рублей – это средства фонда общественного потребления, из которого будет строится жильё для рабочих предприятия, детски сад, клуб, но с определением первоочерёдности покрытия потребности. Но и это ещё не всё.

Государство проводит инвентаризацию и выявляет, что производство парт (в единицах товара) увеличено в разы, а это значит школы сильно раньше плановых показателей получают новые парты.

Плановый показатель пересматривается в сторону увеличения и теперь в месяц уже нужно делать не 30 парт как ранее, а 60. Заработная плата всё та же - 10 рублей в месяц. Однако парта стала стоить теперь уже не в 3,3 рубля, а 1,65 рубля. Государство, по итогам прошедшего года (весною следующего) заявляет о снижении цен на парты. Далее картина повторяется и теперь уже бригада за смену делает не 2, а 4 парты (или 120 штук в месяц), При этом Ноу-хау завода постоянно переносятся на прочие остальные предприятия, при том, что премии получают только заводы-новаторы. Возросшего объёма производства становится достаточно, однако рационализаторская деятельность всё равно не унимается, между предприятиями, внедрено социалистическое соревнование (не путать с конкуренцией), в бригадах сильно ценят сообразительных и квалифицированных работников, в процесс рационализаторства вовлекается всё больше людей, в итоге получается снижение цены с ростом производительности. Поскольку такая схема внедрена и на других производствах, то прибавочная стоимость обобществляется и теперь на те же 10 рублей зарплаты в месяц можно купить больше товара, соответствующего качественным характеристикам, установленным на основе научного исследования.

Государство выходит на показатели воспроизводства сырья, но, чтобы избежать перепроизводства, принимается решение сократитьвремя работы в двое при сохранении заработной платы. Теперь смена длится не 8 часов, а 4 часа, при той же заработной плате в 10 рублей в месяц, далее требуется снижение возраста выхода на пенсию. Парты сильно подешевели. Они теперь стоят очень дёшево, обладает заданными эксплуатационными характеристиками, имеем экономию по ресурсу, имеем развитие науки, рост уровня жизни и благосостояния, имеем рост качества жизни, увеличивается свободнее время, человек занимается самосовершенствованием, получает политехническое образование и т.п.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить