Павел Боканов
август 2015.
1809

Что за зеркало в зеркальных фотокамерах и почему они лучше остальных?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
2 ответа
Поделиться

Для начала, два слова об устройстве и принципе работы "зеркалки". Для удобства воспользуюсь вот этой наглядной схемой: renatmansurov.com

В привычной для всех "зеркалке" (однообъективной зеркальной камере) существует прямой оптический канал "объектив-матрица" (см, нижний рисунок - матрица обозначена красным). Такая компоновка позволяет минимизировать влияние оптической системы на качество изображения. Так, например, каждый переход воздух-стекло и стекло-воздух в объективе и так снижает силу светового потока, так что дополнительные элементы (призмы, зеркала...) сильно влияли бы на качество картинки. Однако, такая конструкция не позволяет "выставить кадр" и настроить резкость, потому как изображение сразу попадает на матрицу.

В беззеркальных камерах, как правило, отсутствует сложный оптический зеркально-фокусировочный тракт, вместо которого используется сквозной электронный визир. Другими словами, изображение, которое попадает на матрицу проецируется на экран.

В зеркальных камерах используется подвижное зеркало, которое в закрытом состоянии проецирует изображение сквозь фокусировочный экран через сложную призму в видоискатель. Такая конструкция позволяет визуально контролировать компоновку кадра и настройку резкости (ручную или автоматическую). В момент срабатывания затвора зеркало убирается наверх и сфокусированный пучок света из объектива попадает на матрицу и регистрируется ей.

Нельзя сказать, что зеркальная камера лучше или хуже беззеркальной. И у той, и у другой конструкции есть свои плюсы и минусы. Так, например, зеркальная камера позволяет контролировать изображение визуально, без программной обработки, однако само наличие подвижного зеркала усложняет конструкцию, предъявляет определённые требования к объективам и неизбежно вносит дополнительные колебания и шум при съёмке.

Беззеркальная камера лишена таких недостатков. Более того, за счёт электронного визира она, например, позволяет упростить наведение резкости за счёт простого увеличения центральной части кадра на экране. Однако, и тут есть свои недостатки. К примеру, использование матрицы как части видоискателя сильно увеличивает нагрузку на неё и её нагрев. Также за счёт невозможности установки отдельного модуля автофокуса, фокусировка часто занимает несколько большее время, чем у зеркальных камер.

Утверждение "зеркальная/беззеркальная камера лучше компактной" тоже несколько категорично. Здесь дело исключительно в сфере применения. Главное отличие в том, что компактные камеры ("мыльницы") гораздо проще в конструкции. С этим и связаны основные особенности компактных камер. Например, из -за особенностей видоискателя (если таковой вообще реализован) с его помощью можно только оценить ту картинку, которая в итоге попадёт на сенсор. Также у компактных камер гораздо меньше сам сенсор, что не может не сказываться на качестве изображения. Как правило, компактные камеры не подразумевают сменных объективов, что несколько сужает диапазон их применения. Большинство компактных камер работают в автоматическом режиме или в нескольких предустановленных режимах, не позволяя пользователю выставлять параметры вручную.

Нет плохих типов камер, есть разные сферы применения. Компактные камеры менее привередливы, проще в конструкции, при прочих равных дешевле и проще в обращении. Однако за счёт своей простоты такие камеры в целом уступают "зеркалкам" по гибкости, по скорости съёмки и качеству снимков. Топовая компактная камера - хорошее приобретение, если Вы редко снимаете, снимаете для себя или только учитесь. Такая камера хороша для прогулок, для поездок, так как занимает немного места, не требует большого количества аксессуаров, объективов и менее подвержена повреждениям и загрязнениям оптических частей.

"Зеркалка" в свою очередь позволяет расширить свои возможности в фотографии. Сменные объективы, ручной режим съёмки, хороший большой сенсор и быстрая фокусировка позволяют делать самые разнообразные и очень качественные фотографии. Однако, зеркальная камера не только занимает больше места (особенно, вместе с аксессуарами и объективами), но и более капризна, имеет подвижные части и особенно уязвима для пыли и влаги во время замены объективов. Кроме того, хорошая камера будет стоить достаточно много и требовать дополнительных вложений в ходе эксплуатации.

Логично иметь в арсенале и "мыльницу" для повседневного фотографирования, когда "таскаться" с "зеркалкой" нет возможности и желания, и "зеркалку" для каких-то более ответственных случаев. Вообще, современные реалии часто позволяют отказаться от "мыльниц" в пользу камер на смартфонах. Большая часть флагманских смартфонов с лёгкостью выполняют функции компактной камеры, уступая им, разве что, в деталях.

Ну и, конечно, нужно помнить, что любая камера - "мыльница" или "зеркалка" - это только инструмент. Очень многое в фотографии зависит от того, кто смотрит в видоискатель и как он это делает. Фотография - это тонкая грань между "я так вижу" и "смотрите, как я вижу это". Фотография - это не просто способ зафиксировать событие, явление или предмет. Это ещё и способ показать свой взгляд на вещи другим. Даже простейшей камерой из спичечного коробка с дырочкой можно делать гениальные фотографии, и самой дорогой "зеркалкой" с профессиональным объективом можно так ничего ничего и не рассказать.

Не важно, чем Вы снимаете. Важно, как Вы это делаете. Если вкладывать в фотографию душу, то рано или поздно Вы сами почувствуете, что Ваша "мыльница" Вам мала.

У самых ранних фотоаппаратов не было такого понятия как "зум", объектив всегда фиксировал один и тот же ракурс, поэтому для понимания "на что такой фотоаппарат направлен и что попадает ему в кадр" достаточно было сделать сбоку рамку с окошком. Какие предметы попадают в рамку - те и отобразятся потом на плёнке.

Потом появилась идея делать объектив отдельным сменным блоком. Так чтобы можно было его поменять, и таким образом менять ширину угла зрения фотоаппарата. В этот момент у конструкторов возникла проблема видоискателя, потому что просто рамки с окошком оказалось уже недостаточно для наведения, к тому же фокусировка "по приборам" (выставлением регулятора объектива на нужную дистанцию в метрах) была не очень удобной. Очень хотелось понять, какая конкретно картинка поступает через объектив на плёнку.

В результате конструкторская мысль породила поначалу довольно диковатую конструкцию: с двумя синхронно вращающимися объективами. Нижний проецировал картинку внутрь фотоаппарата, на плёнку. Верхний - в окошко видоискателя. Конструкция была монстроидной и дороговатой (объектив - самая сложная и дорогая часть фотоаппарата), но зато давала фотографу невиданное удобство и лёгкость наведения. Что видишь в видоискатель - то и получится на плёнке.

На этом конструкторская мысль не остановилась и породила ещё более прогрессивную конструкцию: зеркальный фотоаппарат. Объектив у такого фотоаппарата один, картинка с него идёт внутрь фотоаппарата. Однако до плёнки она не доходит, отражается двумя зеркалами, обходит плёнку сверху и поступает в видоискатель. А в момент когда ты нажимаешь на спуск, зеркало поднимается, свет попадает на плёнку, срабатывает затвор - и та же самая картинка, которую мы видели перед нажатием на кнопку, запечатляется на плёнке.

Система оказалась настолько удачной, что без особых изменений просуществовала более 60 лет. И только появление цифровых фотоаппаратов, которые могут одну и ту же полученную картинку и на флэшку сохранять и в видоискателе показывать (как вариант - не в видоискателе, а на экранчике), сделало тяжёлые и крупные "зеркалки" морально устаревшими. Им на смену приходят "беззеркалки", напрямую получающие картинку с объектива на матрицу и отображающую её в цифровом видоискателе или на экране.

Сегодня "зеркалки" продолжают своё существование только за счёт того, что сохраняются технологические линии, выпускающие объективы, разработанные ещё для плёночных фотоаппаратов. Больше пятнадцати лет ведущие производители фотоаппаратов продолжают выпускать объективы, которые равно подходят плёночным "зеркалкам" и "цифровым". Но цифровые фотоаппараты становятся всё лучше, качественнее и дешевле.

Где-то в середине "нулевых" годов цифровая матрица окончательно перегнала по своим возможностям плёночный кадр. Недалёк тот момент, когда плёночные фотоаппараты окончательно уйдут в прошлое. Некоторое время "цифрозеркалки" ещё просуществуют, потому что останутся объективы, выпущенные в "доцифровую" эру и за время переходного периода (а ресурс у объективов расходуется медленно, при хорошем хранении без особого техобслуживания они могут служить веками). Но в конце концов индустрия окончательно перейдёт на "беззеркальную" схему со сменными объективами и электронными видоискателями. Потому что такие фотоаппараты в перспективе легче, удобнее, проще в устройстве, долговечнее и компактнее. При том же качестве картинки.

Ответить