Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Постмодернизм — это позитивное развитие культуры модернизма или его закисание и увядание?

ОбразованиеИстория+3
Андрей Бабчинецкий
  · 6,2 K

Для рассмотрения феномена постмодернизма есть две точки зрения на его появление и идентификацию: маятник Чижевского и "культурный взрыв". Первая состоит в том, что течения и направления в искусстве и культуре сменяют друг друга как противоположные и противопоставленные по ряду признаков (аполлоническое и дионисийское, по Ницше): классицизм (рацио, космос, объективность и т.д. - аполлоническое) - романтизм (эмоцио, хаос, субъективизм... - дионисийское) - реализм (рацио, космос, объективный подход) - модернизм (эмоцио, хаос, субъективный...) и т.д. А далее как раз постмодернизм. И он действительно демонстрирует черты аполлонического искусства в плане рациональности, объективности (не путать с реализмом: модернизму и постмодернизму реализм даже как черта не может быть присущ, ибо это два направления немиметического типа, они вообще не стремятся подражать реальности). Но есть один парадокс, который не позволяет считать, что маятник Чижевского качнулся в сторону постмодернизма. П-м служит для освоения окружающего человека хаоса. И тогда мы получаем вторую версию возникновения постмодернизма, изложенную Хосе Ортега-и-Гассетом. Культура накапливалась так долго, что ее стало слишком много, она затмила собой всё на свете, человек перестал в ней ориентироваться, сделать в рамках традиционной культуры было уже ничего нельзя. И тогда этот раздутый до неимоверных размерлв шар лопнул. Остались тысячи маленьких лоскутков, которые бережно подобрали постмодернисты, и теперь любовно складывают из них культуру, применяя принципы коллажности, фрагментарности, деконструкции.

Так что если и говорить о закисании и увядании, то постмодернизм в своё время спас культуру от этого, дав ей не то что вторую жизнь, а тысячи новых жизней. В каком-то смысле он продолжает культуру модернизма, если иметь в виду маятник Чижевского, но правильнее будет понимать п-м как оппозицию ВСЕЙ культуре вообще.

Профессор Школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ  · 8 июн 2016
Постмодернизм исключает возможность такой постановки вопроса, так как отказывается от жестких бинарных оппозиций в духе "или-или". Существует несколько равноправных и равно аргументированных точек зрения на соотношение модернизма и постмодернизма. Умберто Эко считал, что состояние "пост" характеризует любое течение в культуре в период его кризисной авторефлексии и... Читать далее

Вы действительно считаете, что поджигать дверь госучреждения или прибивать гениталии к мостовой - это искусство?

Студентка King's College London, киновед, ценитель искусства.  · 7 июн 2016
Постмодернизм лучше рассматривать не как продолжение модернизма, а как контрастный период. Постмодернизм ставит под вопрос основные тезисы модернизма. Например, для искусства модернизма характерен реализм, а для постмодернизма - гиперреализм. Более широкий пример, в модернизме важнейшую роль играет единство (в обществе), а в постмодернизме внимание уделяется отдельным пр... Читать далее
Наоборот, для модернизма не характерно единство, а интересен только субъект, а еще лучше - его внутренний очень... Читать дальше
Постмодерн отрицает модерн. Если модерн появился благодаря замене традиционного мировоззрения с Богом в центре всего на субъект-объектную дихотомию, то постмодерн отрицает существование субъекта, индивида и реальности как таковой. Таким образом мы можем проследить некую закономерность деления и энтропии.  * В начале, в премодерне, в традиционном мироустройстве был... Читать далее