Постмодернизм — это позитивное развитие культуры модернизма или его закисание и увядание?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
19
4 ответа
Поделиться

Постмодернизм исключает возможность такой постановки вопроса, так как отказывается от жестких бинарных оппозиций в духе "или-или". Существует несколько равноправных и равно аргументированных точек зрения на соотношение модернизма и постмодернизма. Умберто Эко считал, что состояние "пост" характеризует любое течение в культуре в период его кризисной авторефлексии и осознания им переходности своего состояния (для кого-то кризис - упадок, для кого-то, напротив, симптом наступления нового). В этом смысле "постмодернизм" по Эко - это ироническая реакция на серьезный модернизм, цитатный и необязательный, мягкий и плавающий дискурс, приходящий на смену прямому, строгому, алчущему правды, твердому и определенному модернизму. Например, постмодернизм Ренессанса - это маньеризм, и т. д. Иначе понимают постмодернизм Юрген Хабермас и Зыгмунт Бауман. Для них это просто сознание постиндустриального общества, где вместо идей главенствуют вещи, а потребление вытеснило рефлексию, это сплошная эклектика и всепринятие, которое, конечно, не может не беспокоить таких образованных интеллигентных мужчин, родившихся до Второй мировой войны. Близка к этим представлениям и позиция Жана-Франсуа Лиотара, который писал, что постмодернизм - это хаос настоящего времени, крушение иерархий, восприятие мира, в котором так наз. "чувствительность" важнее интеллектуальных процедур. Постмодерн — эпоха заката "больших нарративов", объясняющих, как устроен мир и как должно его изучать. Отсюда у многих ощущение кризисной растерянности модернизма, который во второй половине XX века окончательно растерял свою самоуверенность. Сомнение, ирония, цитатность, маргиналия, комментарий к мелочам, общая незначительность — это то, что иногда принимают за негативные черты постмодернизма, хотя это совершенно осознанная слабость, позиция культуры, уставшей от "больших идей". Примерно в том же ключе написаны к настоящему времени устаревшие, но когда-то наделавшие много шума книги Ихаба Хассана и Вольфганга Вельша. Эти и другие концепции не отменяют, но дополняют друг друга, так как в самом общем виде постмодерн как эпоха длящегося и саморефлексирующего кризисного модерна характеризуется отказом от единственной правды в пользу конкуренции интерпретаций. Нидерландский нарратолог (исследователь повествования) Даув Фоккема, опираясь на идею отказа от иерархий и децентрации субъекта (Жак Деррида), обосновал базовый принцип этой культуры "всепринятия" как "нон-селекцию", или "алеаторную селекцию". В случайности есть интрига, определенность убивает развитие, миров может быть сколько угодно, и в каждом из них свой Бог и своя истина — так можно сформулировать простую прикладную этику постмодернизма как совокупности культурных практик, обслуживающих (или обнаруживающих, диагностирующих) состояние постмодерна. Его длящееся "сегодня" никто пока не отменял, но на пороге третьего десятилетия нового века понятно, что прежние конфигурации постмодернизма более или менее исчерпаны, и после конечности наступает новая эпоха "позитивных" ценностей, будь то спекулятивный реализм в философии или новое публичное искусство, не играющее в политику, а влияющее на нее (от Бэнкси до Павленского).

33
-1

Вы действительно считаете, что поджигать дверь госучреждения или прибивать гениталии к мостовой - это искусство?

-5
Ответить

Искусство - это что угодно, если оно выводит восприятие из обыденного состояния и заставляет время, пространство, а с ними и субъекта работать иначе, чем в практической жизни. То, что вчера было не-искусством, сегодня им стало, и наоборот. Искусство не является конечной субстанцией. Если конкретно, то гениталии, прибитые к мостовой в точке сгущения власти, каковой является Красная Площадь, не могут не работать как символ, который власть интуитивно считывает и репрессирует доступными ей методами. В итоге она и делает их искусством.

+4
Ответить
Прокомментировать

Постмодернизм лучше рассматривать не как продолжение модернизма, а как контрастный период. Постмодернизм ставит под вопрос основные тезисы модернизма. Например, для искусства модернизма характерен реализм, а для постмодернизма - гиперреализм. Более широкий пример, в модернизме важнейшую роль играет единство (в обществе), а в постмодернизме внимание уделяется отдельным представителям и группам. Строго говоря, приставка 'пост-' чаще всего обозначает контраст с предыдущим периодом в любом контексте, будь то история, философия или искусство (структурализм/постструктурализм, колониальная/постколониальная теории). Соотвественно, объективного ответа на ваш вопрос быть не может; модернизм и постмодернизм представляют два совершенно различных периода, идеи которых противопоставлены друг другу.

23
-11

Наоборот, для модернизма не характерно единство, а интересен только субъект, а еще лучше - его внутренний очень субъективный мир. Модернизм отличаетмя элитарностью, а вот постмодернизм весьма демократичен. Но контраст между ними есть, Вы очень верно подметили.

+1
Ответить

Наверное, я не очень правильно выразилась. Единство, конечно, не приравнивается к равенству, я скорее имела в виду единство как противоположность фрагментарности в постмодернизме.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Для рассмотрения феномена постмодернизма есть две точки зрения на его появление и идентификацию: маятник Чижевского и "культурный взрыв". Первая состоит в том, что течения и направления в искусстве и культуре сменяют друг друга как противоположные и противопоставленные по ряду признаков (аполлоническое и дионисийское, по Ницше): классицизм (рацио, космос, объективность и т.д. - аполлоническое) - романтизм (эмоцио, хаос, субъективизм... - дионисийское) - реализм (рацио, космос, объективный подход) - модернизм (эмоцио, хаос, субъективный...) и т.д. А далее как раз постмодернизм. И он действительно демонстрирует черты аполлонического искусства в плане рациональности, объективности (не путать с реализмом: модернизму и постмодернизму реализм даже как черта не может быть присущ, ибо это два направления немиметического типа, они вообще не стремятся подражать реальности). Но есть один парадокс, который не позволяет считать, что маятник Чижевского качнулся в сторону постмодернизма. П-м служит для освоения окружающего человека хаоса. И тогда мы получаем вторую версию возникновения постмодернизма, изложенную Хосе Ортега-и-Гассетом. Культура накапливалась так долго, что ее стало слишком много, она затмила собой всё на свете, человек перестал в ней ориентироваться, сделать в рамках традиционной культуры было уже ничего нельзя. И тогда этот раздутый до неимоверных размерлв шар лопнул. Остались тысячи маленьких лоскутков, которые бережно подобрали постмодернисты, и теперь любовно складывают из них культуру, применяя принципы коллажности, фрагментарности, деконструкции.

Так что если и говорить о закисании и увядании, то постмодернизм в своё время спас культуру от этого, дав ей не то что вторую жизнь, а тысячи новых жизней. В каком-то смысле он продолжает культуру модернизма, если иметь в виду маятник Чижевского, но правильнее будет понимать п-м как оппозицию ВСЕЙ культуре вообще.

7
0
Прокомментировать

Постмодерн отрицает модерн. Если модерн появился благодаря замене традиционного мировоззрения с Богом в центре всего на субъект-объектную дихотомию, то постмодерн отрицает существование субъекта, индивида и реальности как таковой.

Таким образом мы можем проследить некую закономерность деления и энтропии. 

  • В начале, в премодерне, в традиционном мироустройстве был единый Бог (или некий вселенский закон как у язычников, которому подчинялись боги), который был началом всему остальному. 
  • При модерне уже во главе стоит индивидуум или субъект, от которого зависит и существование Бога и всего остального мира. Отсюда модернистская идея, что человек придумал Бога или солипсизм, например. И в модерне вместо единого целого есть куча индивидуумов.
  • Наконец, постмодерн провозглашает, что индивидуум не такой уж и "неделимый (in- «не-, без-» + dividuus «делимый»). И что никакого индивида и вообще как бы нет, а есть только дискурсы, в зависимости от которых что-то вроде меняется, а вроде и нет. Таким образом, постмодерн представляет собой полное бесконечное атомизирование или деление.
3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью