Почему в современной поэзии "стихи" без рифмы, с маленькой буквы и темы в основном чернушно-подростковые?

2916
4
0
5 июня
22:00
июнь
2016

Человеку, который задаёт какой-то вопрос, не стоит брать незнакомые слова в кавычки. Если же он думает, что всё знает, то непонятно, зачем он тогда задаёт вопрос.

В современной поэзии стихи без рифмы потому, что в поэзии вообще стихи как правило без рифмы. Рифма была кратковременным увлечением европейской традиции, тогда как поэзия существует предположительно со времён верхнего палеолита, большая часть её нерифмована, и ей это совершенно не нужно. Есть сотни способов работать со звуком и ритмом — рифма только один из них. Она вышла вперёд под влиянием культурных давлений своего времени, и отошла в прошлое вместе с ними, уступив место гораздо более древней, живучей и любимой авторами тенденции уменьшать количество шаблонов и увеличивать количество авторских выборов.

Одним из этих выборов стало решение избавиться от заглавных букв — помимо очевидной стилистической функции, которую не современные авторы придумали, это очерчивает всё время присутствующий в литературе конфликт между языком как семиотической структурой и речью как прямым действием. Просто в речи нет заглавных букв, но есть паузы, а в языке есть заглавные буквы, но нет пауз. Стихи таким образом смешивают декларативную речевую сторону и текстовую языковую. Да и с разбивкой на строки изначальная функция заглавных букв — облегчать чтение сплошного текста — становится избыточной.

Что же касается тем, то это уже к читателю: если нерифмованный стих, которым писали большую часть истории человечества, кажется вам чем-то сугубо современным, то можно предположить, что и ваше знание тем не является для этих стихов сколько-нибудь репрезентативным. Читайте дальше.

Ну и напоследок: вот вам нерифмованный, написанных без заглавных букв, подростково-чернушный Катулл первого века н.э. в переводе Нашего Всего:

Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик:
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Ты же прочь, речная влага,
И струей, вину враждебной,
Строгих постников довольствуй:
Чистый нам любезен Бахус.

58
6
июнь
2016

Как же у меня, как у человека с филологическим образованием бомбит от такого вопроса. Всё в глазах смотрящего. Если вы читаете только цитатки в вконтактике, то естественно до вас просто не дойдут хорошие тексты. БлятЬ!

10
1
июнь
2016

Глеб Симонов в своем ответе довольно точно исчерпал часть того, что необходимо бы озвучить. Однако, хотелось бы спросить вас, автор, где вы читаете такую современную поэзию, где все тексты чернушно-подростковые, небось, в сообществах, чья целевая аудитория как раз и есть -- подростки, школьники и далекие, в общем-то, от настоящей литературы персонажи с богатым внутренним миром, пищущие про несчастную любовь аля "я у мамы не такой как все" и умею в верлибры (хотя слабо представляю, что это вообще такое, и вменяемого определения при случае дать не смогу?

Да, каждый второй у нас сегодня поэт. Самопровозглашенный, разумеется. И даже среди таких есть талантливые авторы, создающие литературу современности. Труд читателя современной поэзии сегодня вдвое больше, чем труд самого поэта, и состоит он в том, чтобы суметь среди подростковых творений о любви, неважно, рифмованных или нет, (как было уже отмечено, наличие рифмы не определяет, является ли текст лирикой) отыскать представляющее литературную ценность.

И искать нужно везде. Не исключительно там, где, вероятно, ищете вы.

8
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта