Регина Регина
июнь 2016.
2992

Эй, филологи, а вы успеваете за семестр прочитать ВСЕ тексты из списка русской и зарубежной литературы (или хотя бы процентов 90)? Возможно ли это вообще?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Учусь в школе филологии НИУ ВШЭ,  где за два семестра мы проходим чуть больше века русской и зарубежной литературы. Здесь ключевое слово -- "проходим", если "не пробегаем", потому что хорошо проанализировать каждое произведение, представленное в программе, практически не удается. 

Проблема вовсе не в преподавателях, которые, скажем, порой равнодушны к своему делу, или что-то в этом роде. Поверьте, им вовсе не все равно, они искренне (и это заметно) пытаются объяснить/обсудить/рассказать, как можно больше.  Во всем виновата академическая программа. Нагрузка распределена таким образом, что в неделю у нас одна лекция и один семинар по русской литературе, столько же по зарубежной. Отведенного для этих курсов времени катастрофически мало. А поскольку занятия строятся таким образом, что каждую неделю в течение семинарской пары мы должны разобрать одно произведение (иногда несколько), прочитать удается далеко не всё, учитывая то обстоятельство, что, например, XIX век, преимущественно его вторая половина, - эпоха больших (во всех смыслах этого слова) литературных трудов. Плюс это не единственные курсы, к которым нужно готовиться. И вообще хотелось бы спать/есть/жить и пр.

Должна признаться, что я редко успеваю прочитать произведение до конца к началу семинара (надеюсь, мои преподаватели не увидят этого ответа). Приходится довольствоваться кратким содержанием, сайтом sparknotes.com (если дело касается зарубежной литературы) и иже с ними. Но подобного рода экспресс-средства, скорее, вынужденная мера самозащиты. Все-таки во ВШЭ довольно силен промежуточный контроль, и мы постоянно пишем блиц-работы, проверяющие знание текста (впрочем, тут краткое содержание не всегда спасает), а накопленная оценка, как правило, важнее экзаменационной. Но в этой ситуации, мне кажется, ужасно то, что, пренебрегая прочтением того или иного текста, лишаешь себя возможности в ходе обсуждения увидеть в нем нечто новое, чего не заметил с первого раза, рассмотреть произведение с другого ракурса, отбросив, например, присущее каждому читателю, субъективное нравится/не нравится. 

Конечно, можно постараться наверстать упущенное в течение летних каникул и т.п., но согласитесь, для этого все-таки нужно иметь определенную силу воли не дать себе поблажку в виде нового эпизода любимого сериальчика, к примеру. В этой ситуации все-таки лучше не откладывать на потом (ведь "потом" может так и не наступить). На мой взгляд, освоить все произведения из программы филфака - возможно, но для этого надо обладать хорошими навыками тайм-менеджмента и быть в состоянии заставить себя прочитать порой очень нудную вещь. Кроме прочего, в том, что касается русской литературы, предполагается, что 80 % текстов были освоены в рамках школьных занятий, а университетский курс - это повторение и/или расширение уже полученных знаний. 

Я же планирую все-таки наверстать упущенное за этот год, осилить прекрасную "Новую Элоизу" и еще десяток текстов, несправедливо мной недочитанных, в течение лета. Но с 13 июля выходит новый сезон Mr. Robot, и ничто человеческое мне не чуждо...

12
0
Прокомментировать

Скажу прямо, мне удалось осиливать за семестр где-то 70% максимум. Я была не самой усидчивой студенткой, работала внештатником в газете и еще любила погулять. Поэтому приходилось во время сессиий прибегать к таким фокусам, как краткие изложения или переписывание чужих читательских дневников. Помогало еще и то, что основной массив программных текстов был освоен еще до поступления на факультет. А те книги, что упустила в студенческие годы, читаю сейчас с большим удовольствием.

4
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Да, вполне. Даже получалось совмещать с тренировками и небольшой работой. Правда, я на пары ходил с электронной книгой, как в библиотеку - просто сидишь и читаешь часов по 6-9 в день. И да, либо тексты, либо билеты. Впрочем, 90% билетов - так или  иначе по текстам, так что выбор лично для меня был очевиден.

3
0
Прокомментировать

Думаю, но филологический факультет вообще не стоит поступать с нулевыми знаниями, например, из всей программы за 4 года мне пришлось всего один раз читать произведения писателя, о котором я прежде не слышала, это были рассказы и пьесы Л.Андреева. Весь остальной материал у меня уже был прочитан ДО поступления на филфак. Я любила читать, дома у меня огромная библиотека, поэтому я только освежала в памяти произведения. Хотя были и такие на курсе, которым программа тяжело давалась по причинам вполне понятным - много материала, мало времени. Мой выбор факультета был осознанным, в основном учеба доставляла удовольствие, может поэтому передо мной таких проблем не возникало.

2
0
Прокомментировать

Полноценные тексты я читала очень избирательно, только то, что мне правда было интересно, что составляло примерно 40%. Остальное читалось в кратком содержании+критика, статьи о произведении. При этом я старалась составить свое собственное мнение и до сих пор помню свои "впечатления" от книг, которых не прочла целиком (вполне возможно, что я к ним еще вернусь и таки прочту). Подружка же, помню, денно и нощно читала все(!), от корки до корки. Это вызывало во мне благоговейный ужас :) К сожалению, уже через пару месяцев после окончания курса она не могла толком вспомнить кто кому зачем и почему. Короче, отвечая на вопрос, да, это реально почесть всю литературу из списка, только вот надо ли это вам, решайте.

2
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью