Почему станции метро принято украшать разнообразными архитектурными и художественными изысками?

1983
4
0
2 июня
17:13
Ответ партнёра TheQuestion
июнь
2016

Высокие и светлые станционные залы, богатство декоративного убранства – это отличительные черты именно московского метрополитена. При этом станции, введенные в строй в 1935 году (те самые, «от Сокольников до Парка»), отличаются от более поздних и пышных «подземных дворцов социализма». Здесь очень мало скульптуры, фресок и мозаичных панно, прославляющих Страну Советов, партию и лично товарища Сталина. Дело в том, что перед архитекторами, проектировавшими вестибюли и платформенные залы первой очереди метро, были поставлены определенные задачи: сделать станции красивыми и убрать ощущение того, что пассажир находится под землей. Использование дорогостоящих отделочных материалов должно было продемонстрировать преимущества социалистического строя: если раньше мрамор использовали для отделки построек, возводившихся для богатых людей, то теперь он украшает колонны в метро, построенном народом и для народа; если в капиталистических странах метрополитен используется как средство быстрой доставки пролетариев на фабрики и заводы, где их будут эксплуатировать, то у нас в метро рабочий отдыхает и получает удовольствие, понимая, что трудится для себя.

В начале 30-х годов прошлого века население Москвы росло, в основном, за счет бывших деревенских жителей, среди которых было много глубоко верующих людей. Спуск под землю был для них серьезным испытанием. Отсюда стремление архитекторов сделать станционные залы похожими на наземные сооружения: высокие стройные колонны, кессонированные потолки, особое освещение, использование интерьерных деталей (торшеров и скамеек, стоящих в арках пилонов). Практиковалось даже покрытие платформ асфальтом, как на улице, а на станции «Библиотека имени В.И. Ленина» на полу первоначально был уложен паркет.

При строительстве последующих линий метрополитена станции все больше и больше приобретают идеологическую наполненность. Метро, обслуживавшее ежедневно миллионы людей, рассказывало о славном боевом прошлом страны, об успехах в экономике и прославляло роль И.В.Сталина и партии, уверенно ведущих народ к счастливой жизни при коммунизме. А богатство и пышность убранства наглядно убеждали в том, что эта счастливая жизнь уже совсем скоро наступит для каждого в СССР.

Вообще, история проектирования и оформления тех или иных станций метрополитена ещё и, во многом,  индивидуальна, поэтому, если вы хотите действительно разобраться в этом вопросе, лучше посетите специализированные экскурсии

35
0
июнь
2016

Такое богато украшенное метро я видела только в России, можно говорить о том, что это целое отдельное государство, где каждая станция несет в себе какое-то значение.

Например, в Петербурге есть станция метро " Черная речка". На ней установлен памятник А.С. Пушкину. Это связано с тем, что недалеко от этого места происходила дуэль.

На самом деле очень интересно изучать станции и рассматривать, потому что это произведения искусства!

1
0
июнь
2016

Смотря какие. Если говорить про постсоветское пространство, то очевидно, что преследовались идеологические цели. Показать превосходство советского строя; продемонстрировать, что "государство рабочих и крестьян" строит дворцы для народа, а не для буржуазии; да и вообще, это по сути, строительство нового мира, который лучше, чем старый. 

Это, с точки зрения затрат, абсолютно иррационально, как и другие мега-проекты "гениальнейшего" сталинского строя, с другой стороны, Московское метро всё-таки в первые годы реально разгрузило город. Следовательно, и транспортные цели, и идеологические были выполнены на отлично. 

1
0
показать ещё 2 answers
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта