Является ли хип-хоп (возможно только из-за одного сэмплирования) постмодернистским искусством?

2543
1
0
30 мая
13:31
Ответ партнёра TheQuestion
июнь
2016

Сэмплирование само по себе не делает никакую форму искусства постмодернистской по той причине, что сущностно ничем не отличается от такого почтенного приема создания художественного объекта, как пародия в исконном музыкальном значении этого понятия, – то есть, как использование в произведении уже готового, чужого материала в новом (а то и не очень новом) контексте: существует даже такая ренессансная форма музыкального опуса, как «пародийная месса», то есть, месса, состоящая из заимствований чужих структурных элементов. В музыке, где вопрос авторства и уникального высказывания не ставился очень долго (а даже и когда бы поставлен, долгое время интерпретировался не так, как мы привыкли), использование чужого материала практика вообще обычная и просуществовавшая очень долго – этим, например, славился Гендель, хотя в его время это уже было дело отчасти предосудительное.

Ели же смотреть на проблему шире, то хип-хоп, конечно, вещь очень разная, но в доминирующем своем виде – крайне патетическая и аффектированная: а это две вещи, прямо противные тем целям, которые ставит перед собой искусство условно постмодернистское. Хип-хоп в мэйнстримном своем виде всегда делает какие-то позитивные высказывания, ссылающиеся на традиционные ценностные иерархии (как и всякая субкультура с отчетливо криминальным генезисом), он всегда утверждает наличие неких претендующих на объективность существования категорий, нормативно регулирующих отношения между социальными группами и их членами, - то есть, наличие «братства», «дружбы», «своих», «чужих» и так далее, – что делает его искусством идеологически противоположным искусству постмодерна, с которым в этом смысле может посоперничать только металл.

Тем не менее, поскольку ситуация постмодерна обязана включать в себя свое отрицание, иначе она перестанет ею быть и превратится в еще один метанарратив, - то хип-хоп, с его преувеличенной чувственностью, аффектированностью, театрализованным трагизмом и агрессивной сентиментальностью вполне подошел бы на роль такого отрицания; тогда его можно было бы назвать постмодернистской формой искусства – но только в том смысле, что он в своих приемах и в своем контексте детерминирован ситуацией постмодерна и более ни в какую эпоху появиться бы не мог.  

32
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта