Современное абстрактное искусство имеет огромную развитую связь с мировой экономикой и дизайном. На данный момент - это самый дорогой жанр изобразительного искусства! И речь не про далёкие 50-е, когда абстракционизм был везде. Он лидирует на рынке искусства и по сей день.
И хотя, одновременно с этим существует громадный рынок дилетантской, вторичной
и бессмысленной абстракции, в мировом искусстве, прямо сейчас происходят эпохальные события.
Так в 2016 году Картина Уильема Де Кунинга "Interchange” была публично Продана за 300 млн $ миллиардеру Кеннету Гриффину.
Да, в искусстве есть полотна Да Винчи и за большую сумму, но они единичны и не торгуются открыто. А Де Кунинг практически наш современник (ушёл в 1997 г.) и эта сделка поднимает стоимость всех тысяч его картин, что находятся сегодня в частных коллекциях, и за которыми теперь будет годами стоять очередь.
Что определяет эту ценность?
В абстрактном искусстве, как и в классической живописи огромное значение имеют композиция, цвет и эстетика.
Всё это мастерски реализуется в полотнах признанных гениев абстракции, но в отличии от реалистичной или символической живописи, абстракция не занимается повторением или репликацией реальности (с этим справится и фотоаппарат), а создаёт новые совершенные живые формы, красивые сами по себе оригинальные формальные решения.
Таким образом, в мастерской художника и после, в музее современного искусства рождается актуальное видение Подлинной сути красоты.
Художник создаёт красивые вещи, приближенные по красоте к совершенству форм самой природы, но в природе не существующие.
(И тут Важно не путать с сюрреализмом, часто лишь смешивающим академически выполненные реалистичные или искаженные объекты).
Далее, происходит магия:
«Пространство формирует мышление»
Искусство создаёт среду, для формирования актуальной эстетики для моды, графического и промышленного дизайна, архитектуры, кино и мультипликации и всего, где наличествует визуальный компонент.
Позволю себе процитировать моего учителя абстрактной живописи, известного русско-американского художника Дмитрия Стрижова:
«Современное искусство - это ДНК всех производств».
И действительно, легко проследить закономерность, что в тех странах, где есть современное искусство - там есть и экономика и развитые центры промышленного дизайна.
И понять это очень просто - Современное искусство (и замечу, не только абстрактное) создаёт актуальную эстетическую среду, в которой рождается всё, что мы видим вокруг себя, от красивой ручки до футуристичных небоскрёбов. Вложенная красота и современная эстетика обращаются в добавочную стоимость, произведённых в этих странах товаров и объектов.
Не буду тут вдаваться в то, как интегрируются приёмы, колористика и формальные решения, но по сути - все лучшие визуальные решения созданных за последние 100 лет человечеством предметов, родились в музее современного искусства, где выращенные в этой среде дизайнеры - смогли перенять и интегрировать их в последующие цепочки производств.
Именно поэтому продукция дизайнеров, вне этой эстетической среды, нередко выглядит вторичной и банально устаревшей.
А дальше можно и не продолжать...
Потребители по всему миру без сомнения делают выбор, в пользу более красивых вещей, дизайна и упаковки, зачастую невзирая на их, порой, астрономическую стоимость. Некрасивый товар попросту неконкурентоспособен!
Так что поддержка современного абстрактного искусства в своих странах становится для меценатов способом развития национальной экономики и мирового влияния.
P.S. Всё сказанное тут, достаточно упрощенная картина художественного рынка, и всегда есть место частностям и выдающимся исключениям. Современное искусство содержит множество ценных направлений и все они в разной степени способствуют описанному эстетическому влиянию.
Отдельно хочу отметить, что и в самом абстрактном искусстве много жанров и направлений, от кубизма и неопластицизма, до американского экспрессионизма и эклектики, поэтому важно разделять новые и сейчас уже олдскульные найденные решения, ценные, лишь с точки зрения культурного наследия, но мало дающие современному миру, кроме толп подражателей и ностальгических обожателей.
А фильтр дилетантской абстракции («Руку повело» «Я так почувствовал», «Вы не понимаете») оставим искусствоведам мировых музеев современного искусства.
История всё расставит по своим местам.