Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где проходит грань между беллетристикой и "высокой литературой" в 21 веке?

Искусство и культураЛитература+3
Андрей Курбский
  · 1,2 K
Филолог русист. Русская литература ХХ в.  · 29 мая 2016

Во-первых, нет никакой индивидуальности. Вам могут больше нравится сериалы про ментов, но они от этого не станут лучше, чем "True detective". Есть хорошая литература, есть плохая. Внутри хорошей (как и внутри плохой) что-то может нравится, что-то нет-- но говорить, что Маринина (безусловно важнейший автор и да, безусловно, важнее Донцовой, которой не было бы без Марининой) и Саша Соколов птицы одного полета, как минимум безответственно. Посмотрите на миллиарды книг о Сталине, которыми завалены полки в магазинах, на книги от Соловьева (прости, Господи) и на нон-фикшн издательства Corpus, и скажите, что это все разные сорта одной субстанции (это просто смешное заявление).

Во-вторых, успехов в изучении истории по Дюма. Можете еще по Толстому. Вообще шик получится. 

В-третьих, сегодня авторские права, деньги, boo hoo hoo. Толстой отправлял свои тексты заграницу раньше, чем отдавал издателю в Россию, потому что переводы-- единственный сколько-нибудь достойный заработок для писателя. Достоевский писал в долг. За рубежом все знают русскую литературу с Толстого, Достоевского, потому что Некрасов и Панаев превратили ее в бизнес, реабилитировав "Современник".

В-четвертых, успехов в изучении истории искусств по Ленину. Кстати, по нему тоже можно историю изучать. Дюма, Толстой, Ленин. Во история получится!

На сам вопрос.

Сейчас, как и всегда, это разделяют профессионалы. Критики. Но не те критики, которые на стихи.ру, а настоящие, профессионалы с образованием, которые разбираются в литературе. До сих пор существуют толстые журналы (прикиньте!), в которых печатается не только критика, но и романы по главам, стихи и так далее. Все это есть в журнальном зале.

Есть всякие обзоры от критиков на "Афише", вроде. Типа "10 книг на лето/осень/зиму/Новый год/весну". Их составляет шикарнейший критик Галина Юзефович (не знаю, как сейчас-- раньше она была). 

Сейчас помимо критики существуют литературные премии. "Дебют", "Русский букер", "НОС", "Национальный бестселлер". Все они имею различную политику и выделяют разных авторов, но все они, вроде, достаточно вменяемы. По ним можно спокойно судить. Берете авторов из лонглиста за последние лет 10-- там все важные на сегодня авторы "высокой" литературы. Там тоже в жюри сидят знающие люди (как правило). 

russ.ru

преподаватель французского языка и литературы  · 24 нояб 2016
Ну, вычислить все-таки будет сложно, миную герменевтический круг понимания) то есть понять часть, мы сможем лишь обозрев целое, всю эпоху. Ровно как и научную работу нужно иногда заново переписывать: когда ставишь финальную точку, до тебя доходит каким должен быть действительно смыл первого предложения и так до бесконечности..Но можно хотя бы на основе формальных... Читать далее

В XXI веке довольно сомнительно говорить о некоторой грани между какой-то фантомной "высокой литературой" и беллетристикой (нет, дело не в том, что "грань индивидуальна").

Другой вопрос, как читателю сориентироваться среди всего этого современного литературного процесса. Как очень верно заметил Никита, здесь очень помогают литературные премии: "Дебют", "Русский букер", "НОС" и пр.