В Госдуму внесли законопроект об отмене ЕГЭ и возвращении к традиционным выпускным экзаменам. Как вы думаете, каким способом лучше оцениваются знания ученика?

5503
8
1
27 мая
08:59
май
2016

Те, кто верит в эффективность традиционной формы выпускных и вступительных экзаменов, не понимают (или не хотят понимать) самого главного: российская общеобразовательная школа, в том виде, в каком она существует сейчас, малоэффективна и практически не дает знаний, умений и навыков, необходимых для успешного функционирования в жизненных реалиях 21 века.

Многие в силу сложившихся предубеждений уверены в том, что знание всех предметов школьной программы на оценку "отлично" является залогом светлого будущего выпускника (отсюда же оплакивание т.н. "золотых медалей", когда их упразднили в 2013 году, и т.п.). При этом мало кого волнует, что общее образование по своей сути представляет собой впихивание заранее приготовленного набора знаний в головы учащихся в условиях, до ужаса напоминающих лишение свободы. Отсюда же бесконечные репетиторы в течение последнего учебного года, призванные воскресить эту безумную кашу и привести ее в соответствие с форматом экзамена, которые имеют с этого нехилый профит. В итоге человек выходит из школы с практически неразвитыми навыками, необходимыми в реальной жизни: к примеру, в курсе обществознания преподаются отличия романо-германской и англо-саксонской правовых семей, однако не объясняются элементарные права гражданина как потребителя, работника, заемщика, истца и т.д. 

Судя по всему, общее образование должно давать основные представления о тех или иных областях знания, чтобы, изучив их, выпускник сделал правильный выбор вуза и профессии. Тем бессмысленнее требовать от него досконального и углубленного знания всех предметов.

Идея единого экзамена хоть и была выработана профессионалами, но эти люди имеют крайне посредственное отношение к действительности средней школы в стране. Действительно, де-юре ЕГЭ гарантирует выпускникам равные права при поступлении в вузы, однако уровень преподавания в московском лицее № 1535 и в школе в спальном районе Воронежа - это несколько разные вещи, в то время как федеральный стандарт среднего общего образования, соответствие которому призван измерить ЕГЭ, один для всех 85 субъектов Федерации. Это и становится причиной скудных баллов, набираемых существенной частью выпускников, что в последние годы вылилось в вынужденное понижение минимального балла по обязательным предметам.

Таким образом, за те 7 лет, в течение которых ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования, он вскрыл главную проблему школы в России - безнадежное устаревание формата предоставления общего образования в большинстве школ страны, необходимость приведения его в соответствие с запросами постиндустриального общества. Безусловно, необходимо учитывать, что формат этот складывался десятилетиями, поэтому его радикальное изменение в одночасье невозможно, однако нынешние руководители образовательных ведомств не делают для этого практически ничего, продолжая лишь изобретать все новые формы тестирований и измерений и бальзамируя тем самым труп под названием "эффективное общее образование".

Не так давно Владимир Путин дал поручение к 2025 году ликвидировать вторую смену в школах, создав для этого нужное количество новых школ. Да, можно построить определенное число зданий и ввести их в эксплуатацию, однако кто придет туда работать? Фундаментальная педагогическая наука в стране пребывает в стагнации еще с первой половины прошлого века, вследствие чего практически все педагогические вузы в стране готовят будущих учителей по морально устаревшим стандартам и программам, которые вряд ли будут способствовать тому, что новоиспеченный педагог, придя работать в школу (если он туда придет, конечно, особенно с учетом того, что по большей части представляет собой контингент этих заведений), будет нацелен на то, чтобы развивать в первую очередь личность ученика (это основная задача школы, с которой она не справляется), а не накачивать его голыми знаниями.

Именно этим следует заняться Ливанову, Фурсенко (да-да, он никуда не ушел: оказавшись в должности помощника Президента, он продолжает выступать в роли серого кардинала этой бесконечной реформы образования) и прочим функционерам Минобрнауки вместо имитации бурной деятельности. Лишь после удачной апробации новых моделей общего образования, соответствующих духу и потребностям времени, можно будет говорить об эффективности тех или иных форм итоговой аттестации.

Артур КолесовОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
53
3
май
2016

Думаю, как ученица, сдающая свои ЕГЭ уже на грядущей неделе и жутко из-за этого беспокоящаяся, могу высказаться. 
Традиционные экзамены - это, конечно, круто. Доводилось сдавать их в средней школе, да и читала много, так что неплохо представляю себе процесс сдачи по билетам. Кому-то это подходит гораздо больше.
Но мне куда ближе ЕГЭ. И, да, я крайне неорганизованная и безалаберная. Но творческий подход хорош на олимпиадах, когда от неудачи не зависит твое будущее поступление. Не повезло в одной олимпиаде - напишешь другую, формат которой тебе подходит больше. На олимпиадах и традиционных экзаменах большую роль играет удача - попадется ли тема, которую знаешь хорошо...

А ЕГЭ объективней(!), ЕГЭ охватывает максимум тем, ЕГЭ упрощает жизнь выпускникам (ибо по результатам одного экзамена можно поступить в сотни вузов). 

Софья АрбатскаяОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
0
май
2016

Боюсь, дело не в формате проверки знаний, полученных в школе, а в способе получения этих знаний и вообще в их составе. На данный момент школа одиннадцать лет пытается распихать по полочкам детских мозгов достаточно большой объём громоздких академических знаний. Школа не имеет под собой прикладной базы, там преподаётся исключительно теория, то есть то, что после выпуска да так время учебы мы нигде применить не сможем. В наши головы вкладывают то, что уже изобрели, вывели, написали и при этом не учат придумывать самим. 

Когда государство жалуется, что мало технарей, что работать некому, что нет идейных людей, что все хотят тупо шпарить по шаблону, оно забывает, что в лучший для учебы и развития возраст нас именно этому и учили - идти по протоптанной дорожке. А формат ЕГЭ это только подтверждает - шаблонные задания, строгие границы, одинаковое мышление тысяч молодых и полных сил людей. 

Я не говорю, что ЕГЭ это полностью плохая система. Проблема лежит глубже. Поэтому сравнивать два способа проверки априори ненужных знаний(я не про всю школьную программу, там есть то,что знать действительно необходимо) - как минимум странно. Имхо. 

Всех благ:3

9
0
показать ещё 6 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта