Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что является литературной классикой 2000-х?

Искусство и культураЛитератураКниги
Andrei Sinelnikov
  · 1,2 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 26 мая 2016  · trepang.livejournal.com

Будем считать, что речь идет о прозе. 

Некоторое время назад «Афиша» проводила опрос, чтобы выбрать сто лучших романов, написанных уже в XXI веке. Были и другие подобные подборки. Разумеется, не все тексты из этого — классика; некоторые, например романы Нила Стивенсона, наверняка можно отнести к классике жанра; что-то, как книги Донны Тартт или Джонатана Сафрана Фоера, останется выдающимся образцом беллетристики, о которой не стыдно будет говорить через десять и двадцать лет, что-то, как «Аустерлиц» Зебальда или (нелюбимые мной) «Благоволительницы» Литтелла, останется как примеры «высокой» литературы, хотя, в принципе, и Зебальд и Литтелл касаются той же тематики, что и Фоер в своем первом (и лучшем) романе, и такой признанный французский беллетрист, как Марк Леви. 2000-е — время нового подъема, могучей легитимизации «молодежной» литературы, того, что называется по-английски YA (young adult): начинается это, конечно, с «Гарри Поттера» и продолжается «Сумерками» и «Голодными играми»: номинально это фантастика, но в то же время и изводы Bildungsroman, «романов становления/воспитания».

К классике наверняка будут сопричтены книги тех авторов, которые заслужили такой статус еще раньше: Умберто Эко, Гюнтера Грасса, Петера Эстерхази; для русской литературы, конечно, останется насущным опыт постмодернистов — Сорокина, Пелевина, Пепперштейна; «Мифогенная любовь каст», к примеру, уникальна, и статус классики ей обеспечен. 

Отрадно, что в России был создан и классический «молодежный» роман — «Дом, в котором...» Мариам Петросян; я не встречал другой русской книги этого времени, которая так органично годилась бы для фэндома, для подростковой любви, и мне странно, что этого до сих пор не поняли на Западе (кажется, роман перевели только в Италии). Я думаю, что вполне сможет претендовать на статус классической поэтическая проза Дениса Осокина, Виктора Iванiва — другое дело, что у нее не будет столько читателей, сколько у «Метро 2033», но это и не нужно.

Книга С. Витицкого (это псевдоним Бориса Стругацкого) "Бессильные мира сего". Писал он её один - Аркадий к тому моменту, к сожалению, скончался. В лучших радициях АБС, С. Витицкий берёт избитую, казалось, тему (история о супергероях, да-да) и показывает её с совершенно иной стороны. Как по мне, то этот роман - уже классика.