В какой момент происходит переход автора из «современных» в «классики»? Произошло ли это с недавно ушедшими Г. Дашевским, А. Драгомощенко и другими?

682
2
0
25 мая
09:26
май
2016

Вы правильно подметили, что смерть автора является, к сожалению, одним из конституирующих факторов для литературной репутации, но без реальных заслуг никакой «переход в классики» невозможен: Дашевский и в еще большей степени Драгомощенко открыли для русской поэзии новые пути, и если поэтика Дашевского при всей ее ясности достаточно герметична и не дает очевидных ключей для ее продолжения (за исключением разве что новой поэтики фрагментарности/лаконизма, возможно, связанной с возрождением антологических жанров — это, впрочем, дело пока что неясное, спекулятивное; ну а ясность поэта как раз и неподражаема, можно только добиться своей собственной), то поэтика Драгомощенко, хотя бы в силу ее лексической и синтаксической обширности, а также явной связи с малоизвестной до него и до сих пор активной западной традицией, породила многих последователей; в последние годы жизни и после смерти Драгомощенко стал безусловным ориентиром для нового поколения поэтов, усвоивших его письмо и опирающихся на его открытия в собственных опытах. Если поэзия Дашевского — явление одинокое, то с поэзией Драгомощенко продолжается напряженный диалог. На статус современной классики эта разница не влияет: этот статус определяется тем, насколько сильное влияние эти поэты оказали на умы, сколько их стихотворений и приемов остается на слуху, что пишут о них критики и ученые, как ждут переизданий их книг и как быстро они расходятся. И Дашевский, и Драгомощенко, и Парщиков, и Пригов, и Вс. Некрасов, и Елена Шварц, и Наталья Горбаневская неотъемлемы от русской поэзии, навсегда изменили ее пути — и оставили большие, завершенные корпусы текстов. Поэтому о них можно говорить как о новых классиках: хотя, конечно, подобный статус должен «отстояться временем», трудно сомневаться в том, что названные авторы пройдут такую проверку, особенно если под классикой мы не понимаем бронзовые памятники, включение в школьную программу (хотя во всех случаях это был бы только плюс для школьной программы) и тому подобное.

Лев ОборинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
май
2016

"Классики" - это ведь тоже категория неустойчивая. Хрестоматийное: Шекспира возвели на пьедестал в XIX веке, Джона Донна "открыли" в XX... И, наоборот, некоторые авторы, считавшиеся когда-то классиками, сегодня известны только и специалистам. На сегодня, по-моему, Драгомощенко и Дашевский - если еще не "современные классики", то по статусу близки. А как оно будет через сто лет, никто предсказать не может.

6
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта