Почему в Германии конца 18 - начала 19 века было так много важных/значительных ученых и философов? Почему именно там?

976
2
0
24 мая
10:19
май
2016

Именно в Германии была очень высокая урбанизация и концентрация университетов. Больше преподавательских ставок - больше ученых - больше великих ученых (географическая концентрация и богатство страны вообще хорошо влияют на науку). Другая важная особенность - протестантизм. Не только один из этих самых великих ученых - М.Вебер считал протестантизм крайне важным, но и влияние протестантизма на идеалистическую философию довольно явно. В то время как католические страны производили очень много теологов и мыслителей теологического толка, идеалистическая философия характерна именно для стран с протестантским большинством. Не только сама теология в протестантизме устроена иначе, но и, опять же, будущий протестантский проповедник скорее будет учиться у философа, чем у теолога. Последующее развитие марксизма тоже вполне закономерно: с индустриализацией вместо проповедника в сельский приход появился спрос на проповедника в заводские цеха и профсоюзы, и марксизм обеспечил катехизис такому проповеднику.

Поскольку университеты были моложе, в Германии меньше был груз схоластики и классического Аристотелианства.
Еще один фактор - оплата. В Германии позиция профессора была стабильной (практически пожизненной) и начала позволять больше вольномыслия и эксцентричности (средневековый профессор - это клирик), а расширение сети университетов создало спрос на профессоров, помогая появлению научных школ и вознаграждая "учение ради учения". Одно дело учиться ради конкретной практической пользы, другое - ради развития науки и потенциального профессорского места. С другой стороны, появление позиции приват-доцента создало что-то вроде "рынка" преподавания, позволяя более интересным и популярным профессорам больше зарабатывать.

Иван СусинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
40
0
май
2016

Немецкая классическая философия является закономерным результатом развития реальной действительности и мышления Нового времени. При объяснении условий её возникновения необходимо учитывать как особенности Германии конца XVIII – начала XIX в., так и обстановку в мире в целом. Ведь Германия – лишь одна из стран Европы, ставших на путь капиталистического развития. Специфические условия Германии накладывают определённый – и весьма сильный –отпечаток на системы Канта, Фихте и других философов. 

Отсталость и консерватизм немецких порядков побуждают идеологов к созданию универсальных систем идеализма, а что касается существующих социальных отношений, то они, в конечном счёте, приходят к положению о том, что «всё разумное действительно и всё действительное разумно»

Особенностями, отвлечёнными от общей истории Нового времени, можно частично объяснить идеализм немецких философов, но не диалектику. 

8
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта