Как влияет на мозг классическая музыка? Что будет, если я буду слушать только такую музыку?

222
3
0
24 мая
00:00
май
2016

Музыкальные предпочтения - это следствие, а не причина. Вам говорят о пользе/вреде той или иной музыки из-за того, что обыватель видит только следствие, но никак не причину. Музыка же может воздействовать на эмоции, правда, с этой задачей она уже не справляется - уж слишком насыщенная медиа-среда выпала на наше время. 

Впрочем, на массовый вариант смена акцента не влияет: в глазах разумных людей человек, слушающий классическую музыку будет выглядеть куда лучше, чем серая масса потребителей, слушающая Нюшу, Басту и прочий люмпенский мусор. 

Игорь КривкоОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
май
2016

Уважаемая София, давайте для начала разберём Ваш вопрос.

Вы спрашиваете, что будет, если Вы станете слушать только классическую музыку.  Так же Вас интересует, как классическая музыка влияет на мозг.

Если я всё правильно понял, то Вас, скорее всего интересует, что будет именно с Вами, а не вообще во Вселенной? Каким бы странным это не показалось, но если бы Ваш вопрос касался Вселенной, то на него было бы ответить значительно легче. А всё потому, что Вселенная, в которой София Абрамова слушает только классическую музыку — это уже совсем иная Вселенная, то есть не та Вселенная, где София Абрамова слушает не только классическую музыку. При том, что во всём остальном эти две Вселенные похожи, нужно отдавать себе отчёт в том, что Вы совершив какие-либо действия, воздействуете на очень чувствительную цепочку событий, последствия которых невозможно предсказать. И если в начале своего эксперимента Вы будете ощущать его результаты в личном эмоциональном и культурном плане, то со временем, даже по прошествии этого опыта, окружающий мир будет продолжать возвращать Вам свою ответную реакцию, причём, нередко, в неожиданных формах. Это в глобальном смысле.

Теперь следовало бы поинтересоваться откуда Вам, София, известно, что музыка влияет на мозг? Тем не менее, Вы абсолютно правы: в общих чертах, согласно квантовой физике, всё, что есть в этом мире, способно проявлять так называемые, волновые свойства, то есть у всего на свете есть своя частота колебаний. Разумеется, эта частота зависит от условий, в которых находится объект. В нашем случае, человеческий мозг — это объект, а музыка, которая на него воздействует посредством слухового аппарата — условия. Это первое. Второе — большое значение имеет степень чувствительности и слухового аппарата, и эмоциональная чувствительность конкретной личности в целом. И первое, и второе в большинстве случаев поддаётся развитию и даже некоторой регулировке. Думаю, Вы, София, понимаете, что глуховатый человек, всю жизнь слушавший пьяных «шансонье», почувствует влияние классической музыки в несколько меньшей степени.

Так же, хотел бы Вам, София, напомнить, что музыку, по воздействию скорее следовало бы делить не на классическую, популярную, народную и так далее, то есть по происхождению, и даже не по жанрам... а по характеру. Музыка любого жанра и любого происхождения бывает печальной, грустной, задумчивой, фоновой, развлекательной, торжественной, радостной и весёлой. Причём, возможны комбинации этих характеров. Согласитесь, мы ощущаем совершенно разные эмоции, когда слушаем Лунную сонату Бетховена или Лето из Времён года Вивальди.

Кроме того, известны случаи непосредственного воздействия звуковых волн на органы человеческого тела. Было установлено, что все части организма имеют собственную частоту колебаний, а что касается мозга, как предмета Вашего, София, повышенного интереса, то он способен воспринимать колебания различной частоты и реагировать определённым образом: при воздействии конкретной частотой в нём возникает конкретное чувство, например чувство страха или эйфории. Правда, это касалось звуковых излучений инфрадиапазона, то есть очень низких звуков, практически неслышимых ухом. Но вполне вероятно, что звуки слышимого диапазона тоже воздействуют на организм непосредственно.

Как Вы, София, уже наверное, поняли, сказать однозначно, что именно будет с Вами и Вашим мозгом, и Вашим миром, если Вы будете слушать только классическую музыку — практически невозможно. Можно предположить, что, если кроме прослушивания Вы будете интересоваться авторством этой музыки и её историей, то скорее всего станете лучше разбираться в классической музыке. Это единственное, что можно предположить с некоторой долей вероятности.

В заключении, хочу добавить, что в практике индийской йоги, что касается психологического и психического аспектов, считалось одним из важных и существенных достижений — слушать музыку... и не поддаваться её эмоциональному воздействию. Казалось бы, почему? Всё потому, что чем спокойнее мы способны слушать музыку, тем глубже мы её понимаем, тем чётче нам видны и понятны идеи авторов, которые хотели передать нам своё состояние. На самом деле, это очень важно. Подумайте: часто в музыке нет текста, но объём информации, ею передаваемый колоссален.

Успехов Вам, София!

1
2
май
2016

1) как влияет? Она влияет на разные области и структуры мозга, так же как любой набор звуков  который вы слышите: пение птицы, скрежет двери, крики соседей за стенкой...анализаторы обрабатывают звук соотносят с прошлым опытом, у вас эмоциональный отклик в зависимости от прошлого опыта и значимости поступающей информации. На скрежет двери - реакция настороженности, любопытства (кто там пришёл?), на крики соседей - раздражение и возмущение и тд. Это на уровне сознания. Но вы спрашиваете про влияние классической музыки на мозг.  Нет  особой разницы классическая это или скажем поп музыка или Элла Фицжеральд поёт - когда мы слушаем любую музыку(гармонические сочетания звуков), головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный,осязательный и эмоциональный опыт человека. Например Папуасам Новой Гвинеи может не понравится симфония Баха - они ее не воспримут, потому что у них нет опыта. Зато они воспримут ритмы барабанов - им это очень понравится.

Речь о том, что жанр музыки - это предпочтение которое обусловлено культурной развитостью, вкусами человека.  Мозгу нравятся любые гармонические сочетания звуков и человеческая речь - это в принципе. Но поскольку мозг пластичен, то вкусы можно формировать, менять до определенной степени.  Мне не нравится классическая музыка - но нравится джаз, блюз, фолк.  В моем случае мозг  дозирует больше дофамина когда я слушаю джаз, в вашем, например, больше дофамина когда вы слушаете классическую - разница только во вкусах, привычке, предпочтениях.  Индийские музыканты играют раги и бхаджаны, но европейское ухо, часто глухо к ним - а индусы балдеют. Индусы не особо слушают западную классику. Культуральные особенности. 

2) Если вы будите слушать только такую музыку? Вначале ваше сознание будет больше улавливать больше тонкостей, нюансов и оттенков - вы будете хорошо разбираться, эмоционально реагировать сильнее, чем раньше. Но потом будет стадия пресыщения(рост толерантности, снизится выброс дофамина),  а мозг любит разнообразие. Разнообразие это мать наслаждения.  Хорошие музыканты и певцы никогда не зацикливаются на одном жанре - это основа развития. Они экспериментируют, пробуют себя в других стилях и жанрах -иногда кардинально противоположных, так они тренируют свой мозг. 

Тут замаскирован еще один интересный вопрос. Как мозг выбирает музыку? Как делает предпочтение если есть выбор. Это сложный вопрос. Есть социальный аспект: с кем поведешься от того и наберешься. Есть нейробиологический. 

Мы не рождаемся чистым листом. в момент рождения в мозге уже существует опыт, и нейронные сети кодирующие этот опыт. Опыт пренатального существования: предпочтение вкусовые, запахи и ЗВУКОВЫЕ (это все зависит от того чем занималась, что ела мама во время беременности). Младенцы всегда реагируют сильно на мамин голос. Если мама слушает постоянно классическую музыку - ребенок будет охотнее воспринимать этот жанр. 

В ответ на понравившуюся музыку в мозгу активировалось несколько зон, но самым чувствительным оказалось прилежащее ядро – область, которая активизируется, когда что-либо оправдывает наши ожидания. Оно входит в «центр удовольствия» головного мозга и проявляет активность при наркотическом и алкогольном опьянении и при половом возбуждении.

Этот эффект знаком каждому, ведь выбирая книгу или фильм мы, как правило, быстро оцениваем, нравится нам это или нет буквально по паре страниц или нескольким минутам экранного времени. 

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта