Виртуальная реальность - это временный хайп или перспективная технология будущего?

1409
2
0
23 мая
18:40
май
2016

Технология виртуальной реальности - это отправная точка новой технологической революции, которая существенно повлияет на дальнейшее развитие множества отраслей потребительского hi-tech’а и других сфер современной жизни. В пользу этого утверждения есть несколько весомых аргументов, но для начала давайте разберемся, что представляет собой VR с точки зрения создателя и потребителя мультимедиа-контента.

На данный момент мы имеем два широко распространенных формата: фотография и видеоряд. Человек издавна стремился изобразить реальные или абстрактные события, очевидцем которых он являлся либо суть которых он хотел бы транслировать другим людям. Наскальные изображения, античные сюжеты, средневековые гравюры, живопись - всё это является попыткой визуализировать некие события прошлого либо образы, которые человек пытается донести до других людей. Прорывом в этом стала фотография - практически мгновенное, достоверное запечатление каких-либо объектов, образ которых имеет некую ценность. Человечество на этом не остановилось - так возникло видео, визуализация какого-то длящегося события посредством ряда сменяющихся изображений. Позже добавился и звук, который сопровождает видеоряд. Для чего все это нужно? Чтобы погрузить зрителя в определенное событие, реальное или выдуманное, чтобы вызвать в нем интерес и определенные эмоции.

Так появились кинематограф и мультипликация, форматы, в которых зритель не может влиять на происходящее. Далее технологии подарили нам видеоигры - формат контента, в процессе воспроизведения которого человек своими решениями и действиями влияет на дальнейшие события. Суть, однако, осталась прежней - погрузить человека в альтернативную реальность, которая отличается от, простите за тавтологию, настоящей реальности. Но здесь играет важное значение тот факт, что зритель/пользователь погружается в нее лишь частично из-за технических ограничений - в нашем распоряжении есть в лучшем случае экраны для фото- и видео-контента и звуковое сопровождение. Для зрителя фото и видео занимают лишь часть видимого пространства, что несравнимо с непосредственным наблюдением за некоторым событием или участием в нем.

Здесь на сцену выходит технология виртуальной реальности, или VR - искусственно воссозданное визуальное окружение, мир, который видит вокруг себя пользователь. Куда бы пользователь ни взглянул, его будет окружать виртуальный мир. Фотография, видеоролик, игра - зритель будет видеть то же, что и очевидец запечатленного или смоделированного момента, события. В этом и заключается особенность технологии виртуальной реальности: ее создатель может погрузить пользователя в любое окружение, заставить его ощущать себя непосредственным участником процесса. Таким образом, можно сказать, что VR - это новый способ перенести человека в альтернативную реальность с помощью искусственного воссоздания её визуальной и аудиальной составляющих.

Теперь вернемся непосредственно к вопросу. VR нельзя назвать временным хайпом, который утихнет через некоторое время, технология претендует на звание следующего рубежа процесса технологического развития человечества. Во-первых, как я уже отметил, это новый способ погружения человека в некий мультимедиа контент.

Во-вторых, технология имеет серьезный потенциал для использования и развития. Во множестве сфер нашей жизни удаленное присутствие в определенных местах, моделирование неких событий играет огромнейшую роль. VR позволяет, например, оказаться в еще непостроенном доме, отеле, который находится за тысячи километров, встретиться с другом лицом к лицу, управлять виртуальным автомобилем в экстремальной ситуации без риска для жизни. Иными словами, если затруднительно оказаться в месте или ситуации, на помощь придет VR-технология и погрузит человека куда нужно.

В-третьих, VR - это глоток свежего воздуха для технологических корпораций, создающих потребительскую электронику и софт. Судите сами: с 2007 года, когда был представлен первый iPhone, в корне изменивший механизм взаимодействия человека с компьютером и Интернетом, качественных изменений не происходило. Росла диагональ экранов, увеличивалось количество ядер процессоров, меняли версии операционных систем, но суть осталась прежней - мы по-прежнему потребляем контент и общаемся с друзьями через нажатия на маленький экран, помещающийся в кармане или сумке. Конкурировать в такой ситуации все сложнее, поэтому компании ищут новые технологии, способные прийти на замену нынешним. VR - это оно самое: новый способ отображения контента, новое пространство для технологической гонки, новое поле для для битвы маркетологов.

Про перспективы VR можно говорить долго, но здесь работает поговорка “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы протестировать технологию вживую, советую сходить 11 июня в DI Telegraph (Москва) на AVRA Days - форум по применению виртуальной реальности в геймдеве, бизнесе и искусстве. Это бесплатное мероприятие, на котором можно будет и узнать больше о технологии, и попробовать ее на практике. На http://avradays.ru/ подробности.

19
0
май
2016

Перспективная технология. Можно заняться разработкой среды для проектирования вещей в виртуальной реальности. Например написать программу для дизайна одежды или мебели. Можно создать среду, имитирующую результат работы стилистов, парикмахеров, пластических хирургов, когда человек в ВР видит результат будущей работы в реальности. Можно спроектировать пространство, опасное в реальности, но безопасное в ВР, например, тренажер для врачей, пожарных, военных, пилотов, космонавтов. Можно заняться проектированием шлема ВР, объединенного с нейрокомпьютерным интерфейсом. Можно в сотрудничестве с медиками создавать программы, помогающие в ВР корректировать развитие психических заболеваний, уменьшать стресс. Можно создавать в ВР удобные интерактивные модели человеческих органов, загружать туда снимки с МРТ, рентгена и получать наглядную 3D модель. Можно делать виртуальные магазины, в которых будут представлены точные копии реальных товаров. Можно делать виртуальные копии музеев...

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта