Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как современное искусство использует геолокацию в новых медиа?

Искусство и культураМедиа и коммуникацииМедиа
Daria Demekhina
  · 2,1 K
Первый
Культуролог, учитель МХК в школе № 554, участница проекта "Учитель для России"  · 15 июн 2016

Сейчас мы с геолокацией ассоциируем приложения Яндекс.Пробки, GIS, Uber и другие смарт-инструменты, которые облегчают жизнь в большом городе. Система GPS изначально разрабатывалась как военный инструмент. Но идея визуализации текущего положения пользователя на карте и сообщения ему дополнительной информации в конкретной точке быстро получила и другое развитие – еще в 1999 году появилась статья Бена Рассела «Headmap», в которой автор говорил, что растворение компьютерных технологий в физическом мире может привести к утопическому переустройству общества. И эта идея быстро была подхвачена в сфере современного искусства - в 2003 году Карлис Калнис на фестивале «Art+Communication Festival» в Риге предложил понятие «локальные медиа» («locative media») и провел серию воркшопов о том, как можно использовать их потенциал.

К первым арт-проектам, связанным с локальными медиа, можно отнести «34North 118West» (октябрь 2002), «[MURMUR] Toronto» (март 2003), «Urban Tapestries» (апрель 2002), «Drift» (апрель 2004), «The Tactical Sound Garden» (март 2006). Все они работали по принципу подачи звуковых (музыкальных, голосовых) и текстовых сообщений пользователю, когда он оказывался в определенном месте.

В качестве наиболее удачного раннего политического и арт-проекта, построенного на идее геолокации, можно привести проект «Shadows from another place: San Francisco vs. Bagdad» (май 2004) художницы Паулы Левайн, которая наложила фотографии и координаты мест разбомбленного Багдада на карту Сан Франциско. Она же сделала проект «Signature» (апрель 2006) в рамках выставки «Force of Nature: Centennial Exhibition Commemorating the 1906 Bay Area Fire and Earthquake», загружая в определенные места на карте города Santa Rosa звуки землетрясения, которое произошло в 1906 году.

Стоит отметить, что в арт-проектах, связанных с локальными медиа, чаще всего используется именно звуковое погружение в качестве «дополненной реальности». По этому принципу и сейчас, например, работает спектакль «Remote» немецкой группы «Rimini Protocol» - зрители передвигаются в наушниках и выполняют звучащие инструкции в определенных местах, взаимодействуют друг с другом.

Даже в геолокационных приложениях с коммерческим характером, например, в очень популярном несколько лет назад “Foursquare” – присутствовал элемент игры. Пользователи видели не только информацию о местах, но и «достижения» друг друга, которые выражались в бейджиках и количестве чекинов. И оказалось, что этот элемент интерактивности был ключевым – после разделения информативной и игровой функций на два отдельных приложения, “Foursquare” потерял популярность.

Получается парадокс – с одной стороны, с приходом вездесущих геолокационных медиа заблудиться становится невозможно, а с другой стороны, именно их используют, чтобы «остраниться» от городской среды и получить новый опыт пребывания в городе. Можно назвать это неким медийным пост-ситуационизмом.

Переустройства общества, на которое рассчитывал Рассел, а также, например, Говард Рейнгольд (книга «Умная толпа»), не произошло, но, проекты на границе искусства и науки, связанные с исследованием и изменением маршрутов горожан, только набирают актуальность.

Обратите внимание на такую игру как Ingress. Смысл её заключается в следующем: передвигаясь со своими мобильными устройствами в реальном мире, игроки должны захватывать в виртуальном мире игры порталы, на месте которых в реальном мире находятся какие-либо достопримечательности. Для этого и большинства остальных игровых действий используется т. н. Экзотическая Материя... Читать далее