Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
8
10 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Сюрреализм в литературе -- это не столько какой-то устоявшийся прием, сколько вполне конкретное литературное течение. С прозой сложно, потому что сюрреалисты исторически были в основном поэтами. Пример прозы -- "Надя" Бретона, романы Рене Кревеля (колонна недавно издавала один) и Раймона Кено, проза Рене Домаля и Бориса Виана, которые к течению были близки идейно-стилистически и / или биографически.  

Кафку, Кортасара и Павича приводить как пример "сюрреалистской" прозы не совсем корректно. Тем более Платонова. Потому что именно "сюрреализма", как его концептуализировал тот же Бретон, у них нет или почти нет. "Нереалистичное" повествование, использование гротеска и гиперболы, абсурдизм -- это не сюрреализм. В мировой литературе все это есть очень давно. Таким макаром можно и Рабле с Гофманом назвать сюрреалистами. Или Гоголя. Которого тут уже назвали.

5
0
Прокомментировать

Вообще, как тут правильно заметили, настоящий литературный сюрреализм был по большей части представлен стихотворениями и пьесами. Было это в 20-60-х годах ХХ века. Относительно больших жанров имеет смысл говорить только о большем или меньшем влиянии сюрреалистической эстетики, неспособной по своему определению организовать объемный связный текст. Однако когда сюрреалисты отступали от принципа автоматизма, им удавалось создать повесть и даже роман.

Если принципиальны проза и «чистый» сюрреализм, то можно проштудировать манифесты течения, еще есть «Огонь под пеплом» от Андре Мандьярга, поискать что-то переведенное из Кревеля, «Волна грез» Арагона, «Драма» Соллерса.

Кончено, сюрреализм был значимым и закономерным шагом в искусстве ХХ века, ему многим обязаны такие более поздние явления, как литература экзистенциализма и «абсурда театр», черты сюрреалистического стиля широко представлены в искусстве XX–XXI веков, но все-таки сюрреализм — это Андре Бретон и Гийом Аполлинер, а не Гоголь или Кафка.

2
0
Прокомментировать

Наилучшее, на мой взгляд, определение сюрреализму, дал еще в конце 19 века граф Лотреамон, который в своих "Песнях Мальдорора" воспевал прекрасное как "встречу на анатомическом столе  зонтика и швейной машинки!". То есть, следует все -таки разграничивать "сюрреализм", фантастическую литературу", "магический реализма" и "постмодернизм". В отличие от последних из перечисленных направлений, и это важно!, сюрреалисты ратовали прежде всего за абстрактность, достижение некого противоречивого и даже абсурдного состояния совмещенности грезы и реальности, где, по их мнению, и располагается априори непостижимая высшая истина. Проза, в частности роман, не являлся  для сюрреалистов подходящей формой для выражения этой высшей реальности и свободной игры ассоциаций ( Бретон его трактовал как устаревшую форму искусства). Однако некоторые прозаические произведения были приветствованны А. Бретоном и восприняты как сюрреалистические.

  1. Жюльен Грак  "В замке Арголь"

2.Жан Кокто"Орфей"

  1. А. Бретон "Магнитные поля"
3
-1
Прокомментировать

Есть такой дядя, зовут Алехандро Ходоровски 

У него все совершенно сюрреалистично - что фильмы, что книги. Очень советую, завораживает игра рассудка

1
0
Прокомментировать

Из того, что я читал и что понравилось:

  1. Г. К. Честертон "Человек, который был четвергом".

  2. Ф. Кафка "Процесс", рассказы.

  3. Г. Гессе "Степной волк".

  4. Н. Гоголь "Нос".

  5. К. Воннегут "Колыбель для кошки".

  6. Ф. Дик "Пролейтесь, слёзы..."

Возможно, не все книги можно строго отнести к жанру "сюрреализм", но определённые черты жанра присутствуют в каждой.

4
-3
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью