Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как справиться со страхом перед входящими и исходящими телефонными звонками?

ПсихологияСтрахФобии
Максим Романюк
  · 265
Психолог, психотерапевт — Андрей Филиппов Консультации в Москве-очно и по всему...  · 28 окт 2022  · filippov-psyholog.ru
Телефонные разговоры — обыденная ситуация в современном мире. Звонок по телефону способен за несколько минут решить практически любой деловой или личный вопрос. При этом немало людей испытывают волнение и неуверенность во время разговора по телефону и внутренний дискомфорт даже от перспективы позвонить по незнакомому номеру или ответить на входящий звонок, а во время разговора не могут сформулировать мысль, путаются в словах и смущаются. 
Такой страх перед телефонными звонками называется фонофобией. По сути это не болезнь, а неврозоподобное состояние, вызванное чрезмерным волнением и беспокойством в ответ на определенную ситуацию. 
Чего же боится человек на самом деле? Причин у этого состояния может быть несколько.
Отсутствие опыта. 
В настоящее время существует масса возможностей для взаимодействия с другими людьми. Социальные сети и мессенджеры вроде бы приходят на помощь людям с трудностями в личном общении по телефону. Переписка в отличие от живого разговора дает больше времени на обдумывание и формулирование мысли: подобрать нужное слово, скрыть свои эмоции, волнение и неуверенность, сообщение даже можно исправить в случае ошибки. Но избегая личного разговора, человек лишает себя важного опыта, а значит, при необходимости совершить звонок или ответить на входящий вызов оказывается не готов сделать это легко и без волнения. 
Печальные известия, полученные по телефону, тревожные события, связанные с телефонными разговорами способны создать устойчивую отрицательную ассоциацию с телефонными звонками. При этом человек может не помнить события, которые из-за давности лет и сильных переживаний вытесняются в подсознание. Но при этом каждый звонок вызывает сильный эмоциональный всплеск, предчувствие беды. 
Мешать человеку может и отрицательный опыт, который человек запомнил — когда ему нагрубили, обругали по телефону.
Негативная реакция собеседника
Страх показаться глупым, некомпетентным, оказаться в неловкой ситуации, не суметь сформулировать мысль, получить грубый ответ. Причина таких волнений в заниженной самооценке, неуверенности в своих силах или в чрезмерной требовательности к себе. Такие люди боятся промахов, считают себя неспособными добиться успеха, преувеличивают собственные неудачи. 
Личностные особенности
Страх телефонных звонков может быть связан с личностными особенностями - например, ведущим каналом получения информации. 
Человек может комфортно себя чувствовать при личном общении с собеседником, даже незнакомым, но теряется при телефонных переговорах. Аудиалы легко разбираются в слуховой информации, по интонации способны составить впечатление об уместности разговора, уловить настроение человека, хорошо запоминают информацию на слух. Визуалам и кинестетикам слуховой информации недостаточно, поэтому они могут испытывать дискомфорт при разговорах по телефону, чувствовать себя неуверенно, ошибаться в понимании хода разговора без дополнительной зрительной и тактильной информации. 
Как преодолеть страх? 
Существует несколько приемов, которые помогут преодолеть тревожность и страх перед телефонными звонками.
Подготовка.
Боитесь, что вас не станут слушать, что вы запутаетесь и не сможете сформулировать мысль? Подготовьтесь к разговору заранее, определите цель — что именно вы хотите от разговора, продумайте и запишите сообщение (полностью или в тезисах), возможные вопросы и ответы на них, проговорите текст несколько раз, прорепетируйте с близким человеком.
Тренировка.
При небольшом опыте ведения телефонных разговоров самое главное — регулярные тренировки. После многократных повторов ситуация становится привычной, волнение уходит. Важно научиться справляться с эмоциями, которые хорошо заметны собеседнику при разговоре по телефону. В этом помогают физические и дыхательные упражнения. Самые простые приседания или отжимания от пола позволяют организму переключиться с физических проявлений волнения, а глубокое спокойное дыхание снижает тревожность и действует успокаивающе.
Правильный настрой.
Разговаривая по телефону, мы не видим реакцию, настроение и самочувствие собеседника. Поэтому важно  правильно настроиться на предстоящий разговор, быть готовым к любому варианту — принять, что звонок может случиться в неподходящее для человека время, что возможен грубый ответ и причина этого — не в вас. Соблюдение правил этикета способно предупредить негативную реакцию на звонок. Для этого достаточно представившись собеседнику, спросить — удобно ли ему говорить.
Важно осознать, что вы, как и любой человек, можете в чем-то не разбираться и ошибаться, нет смысла предъявлять к себе чрезмерные требования и позволить себе право на ошибку.  
Сменить фокус.
Неуверенность в себе сразу заметна по голосу, запутанным фразам и неловким паузам. Попробуйте сменить фокус — представить себя не просителем, а потенциальным клиентом, в котором заинтересован собеседник. Или отстраниться от реальной ситуации, вообразить, что вы играете роль. Помогает имитация уверенности — расправленные плечи, приподнятый подбородок, улыбка на лице, мягкая неторопливая речь.
Визуализация.
Разговаривая по телефону, мы слышим только голос. Но визуалам необходима зрительная информация о собеседнике. Для этого представьте, что человек, с которым вы говорите, находится рядом, продумайте в деталях, как он выглядит, чем занят. Все это поможет снять напряжение и понять, что это обычный человек, такой же как и вы.
Удобное время и место.
Выберите спокойное тихое место для звонка. Перед важным разговором сделайте звонок близкому человеку, это придаст уверенности в своих силах. Если вы не готовы отвечать на входящий звонок — возьмите паузу, пообещайте перезвонить, сделайте это, когда будете готовы.
Психолог, психотерапевт – Андрей Филиппов Перейти на filippov-psyholog.ru