Были ли в древности племена или народы, которые не верили и не поклонялись никаким богам? (В отличие от египтян, персов и т.д.)

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
17
10 ответов
Поделиться

О существовании таких культур ничего неизвестно.

Некоторое время назад СМИ распространяли новость о найденном "народе без бога". Однако всё, что доступно для чтения на русском, очень поверхностно и с восторженным уклоном.

Речь об индейцах пираха, изолированном племени 300-700 человек.

У них нет понятия времени, нет счета, нет собственности и искусства.

Они считают, что заснувший просыпается новым человеком, поэтому стараются только дремать.

Работавший с ними миссионер Дэниел Эверетт сам разочаровался в христианстве и стал приверженцем их образа жизни.

Он написал о них книгу. У них нет понятия бога. По крайней мере СМИ интерпретировали его книгу так.

Эта история атеистами была поднята на знамя как доказательство существования культуры без религии. Не обсуждая сложность этой культуры, надо сказать, что примитивная религия существует и в этой культуре. Пираха используют амулеты, верят в духов, которые воплощаются в людей, зверей и вещи. Индеец запрещал миссионеру ходить в джунгли, так как некий дух живущий над облаками (sic!) его убьет.

По этой ссылке коротко: newsru.com

Здесь более подробно с источниками: wikipedia.org

Относительно китайцев -- в целом китайскую культуру исторически и в современности никак нельзя назвать безрелигиозной. Формально безрелигиозной считалась новая историческая общность -- советский народ. Это не означает, что наши народы были и правда безрелигиозными, что религия не играла роли в формировании культуры. Взять и вычеркнуть тот же буддизм из культуры Китая -- возможно ли это?

38

Пардон, буддизм это религия без бога ровно в той же мере, что любое многобожие. Сверхъестественные существа, благие или злобные, в буддизме есть. То, что божки переименовались в локапал и боддхисатв, мало что значит.

+1
Ответить

"Взять и вычеркнуть тот же буддизм из культуры Китая -- возможно ли это?"

Ну, положим, именно буддизм в Китае вычеркнуть можно. Вернее, докопаться до исторического периода когда его еще не было.
А вот культ поклонения предкам - совсем другое дело. Он там походу был всегда, и останется еще очень надолго. :)

0
Ответить
Прокомментировать

Действительно, не существовал. Каждый народ имел если не чётко выстроенную сакральную систему понимания мира, то хотя бы какие-то зачатки религиозности. Культ предков, вера в загробную жизнь, духов природы, да хотя бы в сглаз и амулеты - те или иные элементы религиозности обязательно присутствовали. Археологические исследования это неоднократно подтверждали, предоставляя находки сакрального характера.

29
Прокомментировать

Ни один народ вообще не создает никакую религию. Люди просто объясняют мир на понятном им языке мифа, с точки зрения нашей - иррациональном языке. И вот тут исключений нет. Даже в тех культурах, в которых не было хорошо развит культ (в предыдущем ответе такой пример приводится), есть верования (дух в лесу, сон как перерождение), которые можно считать религиозными.

Другое дело, что до того, что мы называем "теистическими религиями" и что для человека, воспитанного в контексте т.н. авраамических религий, естественно - т.е. такие религии, в которых у человека Бог-Творец максимально персонифицирован (оттуда, кстати, и монотеизм: Творец вступает в диалог только с человечеством, другого собеседника у Него нет), - дошли далеко не все народы. В огромном количестве локальных культур даже вопрос об этом не поднимался. Да и чего далеко ходить - мировая религия буддизм отлично обходится без представления о личном Боге.

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
28
Прокомментировать

Не, ну в ранних обществах были культы предков, тотемных животных, неперсонифицированных духов (Насколько я помню, такими духами были Маниту у северных индейцев и Мана на островах Океании). Это нельзя назвать "богами" в том смысле, как это подразумевается в боле-менее организованной религии, а взаимодействие с ними членов племени нельзя назвать "поклонением". Шаман входил в транс и вел с духами переговоры вполне на равных, мог даже в драку вступить, если аргументы заканчивались :)

25

А как эти племена объясняли существование мира вокруг, стихию, и прочие природные явления?

0
Ответить

Существовали мифы о творении, объяснявшие всё - от мироздания до общественного устройства. Однако время мифа, "сакральное время" принципиально отличалось от нынешнего времени. То есть существа из "времени снов" не обязательно как-то участвуют в нынешнем времени.

+1
Ответить
Прокомментировать

Вопрос хороший и наверно задан неспроста.) 

Конечно у большинства древних племен зарождались те или иные верования начиная с тотемиза и анимизма...Дело в том, что даже в наше время есть племена у которых нет никакого поклонения богам (культовой деятельности) и нет мифологической картины (ну какие-то невнятные намеки на анимизм, но это сложно назвать культом или мифологией, это как у детей которые могут думать что облако живое) - соответственно нет иерархичности и намека на классовую сегрегацию. Эти племена сейчас изучаются лингвистами, антропологами.  Закономерность такова. Как только появляется оформленный культ, некая система догм, появляется каста жрецов - а это уже исток элит, это верхушка социальной пирамиды. Самые формализованные, классовые и иерархические общности там, где процветает монотеизм(авраамистические религии: ислам, христианство, иудаизм), соответственно самые эгалитаристтские сообщества (всеобщее равенство) - там где практически нет религиозных культов. И такие общества есть. Например племя в Бразилии - пирахан, и еще кое-какие.

Олег Яригоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
21
пирахан

Да, культа нет, но верят. Ну и табу уже есть -- не ходить в лес или на берег где дух правит свой бал.

Можно смело сказать, что они много религиознее многих сидящих на нашем форуме, например )

0
Ответить

вопрос про веру и поклонение в богов,  а одушевляют природу даже дети - это эволюционное свойство мозга...персонификация явлений..." а облака, белогривые лошаадки" в общем тилимилитрямдия

0
Ответить

Используют амулеты, верят в духов, которые воплощаются в людей, зверей и вещи. Индеец запрещал миссионеру ходить в джунгли, так как некий дух живущий над облаками его убьет.

Это и есть вера. Поклонение, да, это необязательный элемент веры.

"одушевляют природу даже дети" -- и какие выводы Вы делаете? )

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

//какие выводы Вы делаете?

эволюционно это выгодно персонифицировать явления природы. Выводы я и не делаю. Это просто факт.  Пусть себе верят  -это анимизм, одухотворение, персонификация - это было полезное когнитивное искажение на определенном этапе эволюции...вот и все

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить